Как подделывают вино. Или вся правда о порошковых винах! Как определить настоящее вино: правила и советы

Винный детектив из Сан-Франциско Морин Дауни - одна из немногих в мире экспертов, расследую­щих случаи подделки редких и коллекционных вин. Esquire узнал, кто продает дорогие фальшивки и как распознать их, не открывая бутылки.

«В 2000 году я случайно столкнулась с выдающимся мошенником по имени Харди Роденшток. Это было в самом начале моей работы в компании Morrell & Company , занимающейся продажей старых и редких вин. До этого я окончила Бостонский университет и курсы профессиональных сомелье и успела поработать в нескольких нью-йоркских ресторанах. Харди Роденшток, представлявшийся немецким коллекционером и дилером, стал одним из моих первых клиентов. Он написал, что хочет купить у нашей компании несколько бутылок редкого вина, но сначала должен получить подробную информацию о них.

Роденшток стал выяснять, как выглядят бутылки, какие у них штампы на дне, что напечатано в нижнем левом углу этикетки и еще кучу неочевидных деталей. Затем он попросил меня сфото­графировать несколько бутылок и прислать ему снимки. Хорошо, что мой начальник Питер Моррелл застал меня за этим занятием и спросил имя клиента, для которого я так стараюсь. Услышав фамилию Роденшток, он тут же воскликнул: «Да про него же все говорят, что он подделывает вино!». Теперь-то я понимаю, что аферист, многие годы зарабатывавший миллионы на продаже контрафактного вина, хотел воспользоваться моими услугами, чтобы случайно не купить свою же фальшивку. После того случая я и заинтересовалась, кто и зачем подделывает вино.

Мировой рынок фальсифицированных коллекционных вин оценивается в сотни миллионов долларов и устроен на манер успешного аукционного дома. Собственно, настоящие аукционы тоже помогают мошенникам проворачивать крупные сделки, размещая их фальшивки в своих каталогах. Например, владелец Acker Merrall & Condit лично помогал еще одному знаменитому аферисту Руди Курниавану составлять провенанс для его дешевого вина. Он даже привлек своих друзей, чтобы те ссудили Курниавану несколько миллионов на производство подделок. Я еще в 2002 году заподозрила, что с этой коллекцией «редких» вин что-то неладно, а в 2005-м уже во всеуслышание заявляла, что Курниаван - преступник, но мне никто не верил. Арестовали его только в 2012 году, а до тех пор богачи из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса воображали себя тонкими ценителями вина и закатывали роскошные обеды с той кислятиной, которую Руди мешал на собственной кухне.

Чаще всего, по наблюдениям Морин Дауни, мошенники подделывают вина из Франции. А первая тройка и вовсе приходится на один регион — Бургундию.

Поддельное вино очень сложно вычислить - для наиболее полного анализа необходимо открыть бутылку, а на это не всякий владелец согласится. Последние 15 лет я зани­ма­юсь как раз тем, что определяю подлинность вина по внеш­ним признакам. Если коллекционер приобрел партию и заподозрил фальшивку, он звонит мне, и я отправляюсь в его погреб с профессиональным фотографом. Для начала мы фотографи­руем каждую деталь на бутылках, вызывающих вопросы, а после этого я внимательно изучаю снимки. Во время крупных расследований я взяла за правило не фотографировать больше 30 бутылок в день, чтобы глаз не замыливался.

В первую очередь я смотрю на стекло. Не знаю, как это объяснить, но со временем ты начинаешь чувствовать, какой толщины, прозрачности и цвета должна быть та или иная бутылка. Бывает, достаточно взять бутылку в руки, чтобы сразу отличить некачественную подделку. Если ты име­ешь дело с вином, за которое выложили 5 тысяч долларов, а разлито оно в бутылку из тонкого стекла, как какое-нибудь чилийское мерло, понимаешь, что мошенники были попросту ленивыми.

Закончив со стеклом, я перехожу к металлической капсуле, которой запечатано горлышко, и к этикетке. Мошенники часто прокалываются на том, что забывают очевидное: все элементы винной бутылки старятся одновременно. Если капсула выглядит так, будто побывала на войне, а этикетка при этом новая, я живо представляю себе женщину с лицом модели и телом 70-летней домохозяйки - подвох чувствуешь сразу. Затем я смотрю на пробку и проверяю, соответствует ли она необходимым для того или иного сорта вина размерам, качеству, возрасту, есть ли на ней все нужные маркировки. Как-то я обнаружила бутылку 1961 года, на пробке которой едва заметно была исправлена последняя цифра: вокруг единицы проступала тень четверки. Разница в 3 года, но цена отличается в разы.

Самая интересная часть моего исследования - этикетка. Большинство производителей вина используют определенный вид бумаги в определенный период времени. Поэтому необходимо убедиться, что бумага правильного цвета, нужной толщины и веса, что нанесены необходимые водяные знаки. И, разумеется, нужно проследить, как эта бумага окислялась со временем. Мастера подделок используют разные техники, чтобы искусственно состарить этикетку: пропитывают ее чаем, кофе, грязью или табаком, покрывают древесной смолой, даже запекают в печи. Но качес­тво бумаги - еще не все. Не менее важно качество печати. У меня собрана огромная база этикеток разных эпох и регионов; я знаю, какие шрифты и даже чернила используют виноделы. Часто фальшивки удается распознать как раз на этом этапе - на искусно состаренной бумаге при увеличении вдруг проступает дешевая печать, а шрифт 1945 года расплывается пикселями.

Лидером по количеству подделок считается Китай: под данным WINE SEARCHER , от 5% до 70% импортных фин на китайском рынке — фальшивки. Производители ценных вин придумали на сегодняшний день лишь один действенный способ борьбы с подделками: они советуют разбивать пустые бутылки сразу после дегустации.

Иногда, впрочем, до шрифта не доходит - фальшивку выдает банальная грамматическая ошибка. В моей практике был случай, когда обманщики написали Chateaux вместо Chateau . Это, конечно, совсем глупый ляп, чаще попадаются на незнании каких-то фактов. Например, когда на бутылке есть значок AOC - а вино при этом якобы было произведено за 100 лет до того как система, контролирующая регио­нальное происхождение вина во Франции, вообще появи­лась. Многие мои клиенты наверняка не заметили бы разницу между подлинным коллекционным вином и фальшивкой, не обратись они ко мне. Их нельзя винить в неразборчивости. Да, я уверена, что любой при желании может научиться отличать вино за 10 долларов от вина за 5 тысяч. Но в последние годы из-за наводнивших рынок подделок некоторые редкие сорта просто исчезли из продажи. Никто не знает, какими они должны быть на вкус, потому что их никто никогда не пробовал. Кроме того, важно помнить, что вино - это живая материя, и его вкус меняется в течение всей жизни. Две бутылки, разлитые из одной бочки, но хранившиеся в разных условиях, через 70 лет могут кардинально различаться по вкусу. В мире найдется всего несколько человек, которые много раз пробовали одни и те же редкие вина и действительно могут с ходу опознать их происхождение. Все остальные, которые бахвалятся такой способностью, - или позеры, или аферисты.

Среди моих клиентов не только наследные миллиардеры с огромными погребами. Есть и совсем небогатые люди: агенты по недвижимости, университетские профессора, студенты, увлекающиеся вином и только начинающие его коллекционировать. Многие из них готовы платить по 5 тысяч долларов за бутылку и даже больше. И это нормально, потому что такая цена - не маркетинговая легенда, а необходимость. Например, виноградники Романе-Конти расположены на очень маленькой площади, которую физически нельзя расширить. Они могут производить строго определенное количество вина, а число желающих его купить будет расти с каждым годом - вместе с ними будет расти цена.

В свободное от основной работы время я помогаю ФБР. После того как я нашла доказательства по делу Руди Курниавана, они обращаются ко мне регулярно. Иногда эта работа кажется мне крутой и захватывающей - подделкой вина занимается тот же отдел, что расследует арт-преступления. Но временами бывает ужасно тяжело: подельники того же Руди преследовали меня несколько лет, а однажды даже пытались на меня напасть во время дегустации. Хотела бы я сказать, что имею дело с нелепыми безобидными мелкими мошенниками, но винная мафия, к сожалению, в своих методах мало отличается от мафии обычной. А реальные масштабы черного рынка посчитать невозможно, ведь подделывают не только редкие и старые вина, даже розовое вино за 30 баксов, которое выпускают Брэд Питт и Анджелина Джоли, успешно копируют по всему миру - просто потому, что на него огромный спрос».

По классификации Роберта Паркера, одного из наиболее влиятельных в мире винных критиков и разработчика 100-балльной системы оценки качества, вина с оценкой от 50 до 59 баллов считаются неприемлемыми. Это если учесть, что 50 пунктов дается изначально любому вину. Только вряд ли поддельные напитки дотягивают даже до этой нижней границы.

Виды поддельного вина

  • Порошковое: выпаренное до сухого остатка виноградное сусло, разбавленное водой и спиртом с добавлением ароматизаторов.
  • Искусственное: удивительно правдоподобное сочетание воды, дрожжей, сахара, лимонной кислоты, спирта, ароматизаторов и консервантов, не имеющее ничего общего с виноградом.
  • Галлизированное: низкокачественное сусло с добавлением воды и сахара до необходимой плотности.
  • Петиотизированное: винный напиток на основе мезги (отжатого винограда)
  • Шеелизированное: низкокачественное вино с добавлением глицерина для улучшения вкусовых качеств.
  • Шаптализированное: кислое сусло, «смягченное» щелочными добавками

  • С консервантами: вино, изготовленное по «ускоренной» технологии, с салициловой кислотой в своем составе для предотвращения скисания.
  • Смесь: купаж некачественного и хорошего вина для придания напитку более приемлемого запаха и вкуса.
  • Подкрашенное: смесь вин с добавлением красителей (далеко не всегда натуральных) для достижения нужного цвета.
  • Подмена: низкокачественное вино с подменой этикеток, пробок, акцизов.
  • Камуфляж: разлив низкокачественного вина в часть партии известной марки.

На что обратить внимание

В магазине:

  • Очевидно, но все же уточним: вина в коробках - низкокачественные. Нормальное вино в таком виде не хранится никогда.
  • Содержание сахара в вине должно быть следующим: в сухих винах - до 4 г/л; в полусухих - до 18 г/л; в полусладких - до 45 г/л, в сладких - не менее 45 г/л. Если сахара больше и на этикетке не написано, что вино крепленое, значит, его добавили искусственно.
  • Если в составе вина присутствует салициловая кислота, значит, вино изготовлено с нарушением технологии. А вот пугающий ингредиент E220 (диоксид серы) будет присутствовать в любом вине, поскольку это естественный побочный продукт брожения.

  • Дата изготовления должна быть проштампована отдельно от основной информации на этикетке. Все шрифты должны быть четкими, без опечаток, размытостей, брака печати. Надпись на этикетке должна соответствовать надписи на пробке.
  • Марочное (а значит, настоянное в дубовых бочках) вино порошковым не бывает. Так же как и искусственное сухое. Все потому, что дешевле и проще сделать сладкий концентрат, примерно похожий на вкус вина.
  • Если вы ценитель определенной марки вина, то вас должна насторожить смена оригинальной бутылки (асимметричная, брендированная) на обычную.

Дома:

  • При добавлении щепотки обычной пищевой соды натуральное вино изменит свой цвет благодаря реакции с виноградным крахмалом. Синтетическое останется таким же.
  • При добавлении в натуральное вино нескольких капель глицерина тот опустится на дно и не изменит свой цвет. Если же глицерин изменит цвет на желтый или красный, то перед вами порошковое вино.
  • При взбалтывании бутылки в хорошем напитке пена соберется в центре и достаточно быстро спадет. В низкокачественном продукте пена соберется по краям и будет медленно оседать.
  • Капните вином на обычный кусочек мела. Если пятно после высыхания посветлело - вино натуральное. Если пятно изменило цвет - в нем содержатся красители.

Ваши «химические» опыты станут тем еще зрелищем для гостей, которые принесли вино. Но, поверьте, лучше здоровыми смеяться над чудаковатостью друга, чем проклинать злосчастную печеньку, которой все отравились.


Сразу хочу сказать Порошковые вина это миф откуда он появился не понятно, но огромные массы населения в это свято верят, что почти все вино на наших магазинных полках сделано из некоего порошка. Но вы сами подумайте как это возможно. Нужно сделать вино потом высушить его превратить в порошок привезти этот порошок в нужную часть планеты разбавить как "юппи" и потом разлить в бутылки. Так наверное думает большая часть нашего населения, а может порошок сей делается химическим путем? Все это ерунда так как делать вино из некоего порошка очень нецелесообразно с экономической точки зрения.

В 99.9% случаев порошкового вина не бывает! Но бывает фальсификат.

Вот краткий перечень наиболее распространенных методов фальсификации вин:

Разбавление виноградного вина малоценными продуктами (дешевым плодово-ягодным вином и др.) для увеличения его объема. Как правило, такие вина "исправляют" введением различных химических компонентов (спирта, сахарозаменителей; искусственных красителей и др.).

Галлизация вина . Этот способ фальсификации заключается в том, что в вина добавляется вода с последующим доведением крепости и кислотности до определенных пределов, регламентируемых действующим стандартом.

Шаптализация вина. Этот прием прежде всего заключается в добавлении сахара до или во время брожения.

Петиотизация вина. Вина получаются путем настаивания и брожения сахарного сиропа на выжимках (мезге), оставшихся после отделения виноградного сока. Это весьма изощренный способ фальсификации, так как букет и цвет натурального виноградного вина сохраняются.

Шеелизация или добавление глицерина.

Применение консервантов для консервации дешевых вин, а также вин, не прошедших стадии выдержки и хранения.

Окрашивание вина. Как правило, применяется для сокрытия других подделок (например, разбавления). Для окрашивания вин используются природные (ягоды бузины, черники, водный свекловичный настой и др.) и синтетические красители.

Подделка букета вина. Так же, как и окрашивание, подделка букета используется в комплексе с другими видами фальсификации.

Фальсификация способа производства. За высококачественные выдаются вина, изготовленные с нарушением технологической схемы, разработанной и утвержденной для данного наименования вина. Например: за сортовые выдаются вина купажные; фальсифицируется срок выдержки вина и т.д.

Приготовление "искусственных вин" . Для производства таких вин не требуется виноградный сок, так как они представляют собой смесь компонентов, органолептически воспринимаемую как виноградное вино.

Как показала проверка качества и безопасности российских столовых (сухих и полусладких) вин в упаковке Тетра Пак (Tetra Pak) стоимостью до 100 рублей за 1 литр .

Разбавление виноградного вина малоценными продуктами (дешевым плодово-ягодным вином и др.) для увеличения его объема. Это наиболее распространенный и в то же время самый грубый способ фальсификации как в производстве виноматериалов, так и при реализации. В результате изменяются интенсивность цвета, насыщенность букета, уменьшается крепость вина. Как правило, такие вина "исправляют" введением различных химических компонентов (спирта, чаще технического, содержащего сивушные масла; сахарозаменителей; искусственных красителей и др.).

Галлизация вина. Этот способ фальсификации заключается в том, что плохие, кислые вина "улучшаются" добавлением воды до известного объема и последующим доведением крепости и кислотности до определенных пределов, регламентируемых действующим стандартом.

Шаптализация вина. Этот прием заключается в обработке кислого сусла щелочными агентами, а также в добавлении сахара до или во время брожения.

Петиотизация вина. Вина получаются путем настаивания и брожения сахарного сиропа на выжимках (мезге) оставшихся после отделения виноградного сока. Это весьма изощренный способ фальсификации, так как букет и цвет натурального виноградного вина сохраняются (а в некоторых случаях даже улучшаются), снижается лишь содержание винной кислоты и тартратов. Однако известно, что старые, выдержанные вина становятся более "тонкими" за счет осаждения винного камня, и в этом отношении петиотизированное вино по крепости, мягкости и букету весьма похоже на вино старое.

В действующем стандарте допускается эта фальсификация, таким образом виноделы из одного и того же объема винограда теперь получают двойной, а то и тройной "урожай".

Шеелизация, или добавление глицерина. Этим приемом пользуются для уменьшения кислоты, горечи, увеличения сладости, а также для прерывания процесса брожения.

Применение консервантов (салициловой кислоты, других антисептических средств) с целью ускорения технологического процесса. Так, салициловая кислота используется для консервации дешевых, легко закисающих вин, а также вин, не прошедших стадии выдержки и хранения.

Окрашивание вина. Как правило, применяется для сокрытия других подделок (например, разбавления). Однако известны случаи перекрашивания отдельных сортов малоценных белых вин в красные. Для окрашивания вин используются природные (ягоды бузины, черники, водный свекловичный настой и др.) и синтетические (анилиновая, нафталиновая, антраценовая краски, индигокармин, фуксин) красители, многие из которых являются не только вредными, но подчас даже ядовитыми соединениями (фуксин).

Подделка букета вина. Так же, как и окрашивание, подделка букета используется в комплексе с другими видами фальсификации. С этой целью применяют смеси различных сложных эфиров (энантового, валерианового, валериано-амилового, масляного и др.), а также засушенные цветы винограда.

Фальсификация способа производства. За высококачественные выдаются вина, изготовленные с нарушением технологической схемы, разработанной и утвержденной для чанного наименования вина. Например:

♦ за сортовые выдаются вина купажные; допускается смешивание различных фракций сусла (сусло-самотек, самая высококачественная фракция, смешивается с низкосортными прессовыми фракциями); фальсифицируется срок выдержки вина (за марочные выдаются вина ординарные) и т.д. Нередко этот вид фальсификации довольно трудно распознать.

Приготовление "искусственных вин". Для производства таких вин не требуется виноградный сок, так как они представляют собой хорошо подобранную смесь компонентов, органолептически воспринимаемую как виноградное вино. В состав ее могут входить вода, дрожжи, сахар, винно-кислый калий, кристаллическая винная и лимонная кислоты, танин, глицерин, этиловый спирт, энантовый эфир и другие соединения в зависимости от "рецептуры".

Приведенные выше данные свидетельствуют: все виды фальсификации связаны с обманом покупателя, так как под названием натурального вина производятся и продаются продукты, не отвечающие его качеству. Во всех случаях снижается потребительская стоимость товара. Чем меньше различия в свойствах фальсифицированного продукта и его эталона (натурального виноградного вина), чем больше различие в их стоимости, тем, безусловно, выгоднее (с точки зрения фальсификатора) эта подделка. Следует помнить, что фальсифицированные вина наносят не только моральный и материальный ущерб, но порой опасны для здоровья потребителей, особенно при добавлении в крепленые вина технического спирта.

При добавлении в вино около 10% воды обычно дегустаторы с помощью органолептических показателей не замечают данную степень его фальсификации, при введении же 20% воды примерно треть из них высказывают сомнения по поводу качества напитка, и лишь при 50%-ом добавлении большинство дегустаторов указывают на "водянистость" его вкуса. Поэтому разбавление вина водой до 30% практически не определяется ни органолептическими, ни физико-химическими методами.

Практические примеры установления подделок вина. Самый простой метод определения поддельного вина - с помощью воды. Налейте вино в маленький пузырек, закройте пальцем горлышко и опрокиньте в стакан с водой. Уже в воде отпустите палец.

Если вино не смешается с водой, оно натуральное. А если вино начинает струйками переходить из пузырька в воду и спускаться на дно стакана, то вино явно фальшивое.

Причем не имеет значения характер фальсификации - будь то подслащение вина или введение красителя. Чем быстрее выливается вино из пузырька в воду, тем грубее фальсификация и тем больше в вине примесей.

Примеры фальсификации вин. На потребительских рынках Российской Федерации за последние два-три года реализовывалась поставляемая из Болгарии и Венгрии фальсифицированная грузинская продукция, например, "Хванчкара", "Киндзмараули" и "Оджалеши". К примеру: из Болгарии Софийским и Чипранским винными заводами в г. Москву были поставлены полусладкие вина "Хванчкара", "Киндзмараули" и "Оджалеши"; в 1998 году из Венгрии Термек-еким винзаводом в Москву завезено 2,5 млн бутылок вина марок "Хванчкара" и "Киндзмараули"; Озеркское открытое акционерное общество "Озеркское товарищеское хозяйство" Тверской области Российской Федерации производит розлив фальсифицированных вин "Хванчкара", "Киндзмараули" и "Мадли"; Акционерное общество "Кинг +", расположенное на улице Готвальда № 26 г. Москвы, производит розлив и реализацию под ложным товарным знаком вина "Киндзмараули" в стеклянных бутылках различной емкости - 0,33 л, 0,375 л, 0,5 л и 0,7 л, а также вин "Ахалшени" и "Хванчкареули". Характерно, что за последние два года производились интенсивные поставки фальсифицированных грузинских вин из Венгрии и России в прибалтийские страны - в Литву, Латвию и особенно в Эстонию.

В соответствии с информацией Грузино-Эстонского торгового центра "EG TRADING CENTER AS" была завезена на реализацию "Хванчкара", "Киндзмараули", "Твиши" и "Ахашени" от имени Венгерской фирмы "AURORA BUDAPEST", производителем этих вин являлась Венгерская фирма "KECSEMETTY-BORKA", а дистрибьютором -эстонская фирма "Товарищество Лукерен".

Кроме того, в Таллинне функционирует нелегальный винный цех, который производит розлив фальсифицированной продукции с использованием товарных знаков и этикеток грузинских вин.

За шампанское сегодня выдают обычное белое вино, искусственно насыщенное углекислым газом - такое можно приготовить и дома, залив тот же "Ркацители" в сифон. Дешево и с тем же эффектом. Хуже, когда газируют даже не вино, а раствор спирта в воде с добавками ароматизатора, сахара и лимонной кислоты (к таким напиткам относится известный "Ив Роше"). Причем подделками увлекаются и на Западе: недавно жителей Великобритании известили о поступлении в страну партии фальшивого "Моэтэ-Шандон".

Практически каждый день мы слышим высказывания о пользе вина. Уверены, что вам не раз встречались с такими суждениями как: вино продлевает молодость, позитивно влияет на кровеносную систему, а именно на сердце, нормализует обмен веществ, а также выводит токсины из организма. Мы уверены в том, что все эти положительные свойства присутствуют только в настоящих винах. А поэтому уметь отличать поддельное вино от оригинального крайне необходимо для вашего здоровья.

Немного теории: поддельное вино – это всего лишь разбавленное водой виноградное выпаренное сусло. Как правило, в таком вине содержится очень много ароматизаторов. Оно не нуждается в специальном уходе, а из этого можно сделать вывод, что данный продукт не может быть дорогостоящим.

Отличить оригинальное вино от поддельного можно по двум критериям:

Внешний вид
Содержимое бутылки

Приступим к детальному разбору первого критерия

Этикетка. Первым делом необходимо обратить внимание на этикетку. Качество печати должно быть высокое (без каких-либо нечеткостей), ведь это визитная карточка вина, то, на что покупатель сразу обращает внимание. Она должна содержать информацию о стране производителя, составе вина, а также о дате производства. На этикетке не должно быть каких-либо разводов от клея, всё должно быть сделано аккуратно.

Печать. Запомните, что на оригинальных винах, дата печатается отдельно, а не вместе со всей информацией.

Форма тары. В некоторых случаях форма тары поможет вам в выборе вина. Не все вина выпускают в похожих тарах. Большинство производителей стараются защитить свой товар от массового клонирования. И поэтому они часто используют асимметрию или вовсе изменяют форму тары. Для того, чтобы узнать особенности внешнего вида того или иного вина, вам необходимо будет посетить официальный сайт производителя.

Разобравшись с внешним видом нашей тары, перейдем к ее содержимому.

Содержимое

Осадок. Перед тем как открыть бутылку, направьте на нее свет и резко переверните горлышком вниз. Если вы заметили большое количество осадков, то это должно вас насторожить. В дорогих и качественных винах осадок допускается (после активного взбалтывания он быстро опускается на дно), но он явно не должен покрывать все дно бутылки.

Пробка. После откупоривания бутылки пробка не должна плохо пахнуть и разваливаться (крошиться). Если вы такое наблюдаете, то, как правило, это признак неправильного хранения или испорченного вина.

Пена. Все, что необходимо – это налить немного вина в бокал. Если вы заметили, что пена собралась на середине бокала и быстро исчезла, то все хорошо – вам удалось выбрать хорошее вино. Но если пена собирается на краях бокала, то вам стоит задуматься над качеством спиртного.

Тест глицерином. Добавьте пару капель глицерина в вино. Если глицерин опустился на дно, при этом не изменив цвета – вино натуральное. А если он приобрел красноватый или желтый окрас, то в руках у вас находится не что иное, как подделка.

Тест содой. При добавлении щепотки соды в натуральное вино ничего не произойдет.

Просто попробуйте. И последний способ. Если вы заметили привкус спирта, значит перед вами, не что иное, как фальсификат.

Лайхфак: желательно не покупать дешевое вино в разных “навороченных” тарах. Принцип такой: чем красивее и оригинальнее тара, тем она дороже. Делаем вывод, что большую часть бюджета производитель потратил на производство тары, а не на ее содержимое. Это может и не подделка, но и говорить о продукции высокого качества не стоит.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх