Как появился чай на руси. Когда и как появился чай на Руси? История чайного бума

История появления чая на Руси тесно связана с активным продвижением русских на восток, завоеванием Сибири, происходившим в конце 16 – начале 17 века. Казачьи экспедиции встречали на своем пути не только полудикие народы, охотников и оленеводов. Они приближались к границам огромной древней империи, родине пороха, бумаги и чая. Ответ на вопрос, откуда в России появился чай, не вызывает сомнений – полюбившийся нашему народу напиток пришел из Китая.

Старинный документ, который многие исследователи считают подделкой, рассказывает о казачьей экспедиции 1567 года. Атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае, описывают обычай заваривать для питья листья особого кустарника. Даже допуская правдивость сведений, нельзя начать отсчет истории чая на Руси с этого события, ведь диковинный напиток тогда никого не заинтересовал.

Большинство исследователей сходятся в том, что шествие чая по Руси государству началось в 1638 году. Именно тогда послы царя Михаила Федоровича побывали у правителя западных монгольских земель Алтын-хана. Богатые дары получил от них хан и по обычаю должен был ответить русскому царю не менее дорогими подарками. Вместе с соболиными шкурками и китайским шелком хан передал послу свертки, содержавшие около 64 килограммов сушеных листьев неизвестного русским растения (монголам чай был известен с 12 века). Послом выступал Василий Старков, сын томского боярина. Не сразу согласился он принять странную траву, боясь уронить честь своего государя. Однако монголам почти удалось убедить его в ценности подарка.

В 1639 году послы доставили в Москву дары монгольского хана. По некоторым источникам, царь пригласил бояр отведать присланный продукт. В сухом виде чайные листья не впечатлили русских вельмож, однако, расспросив послов, чай заварили как полагается. И самому правителю, и его приближенным понравился на вкус крепкий напиток. Но дальше дело не пошло, чай кончился, и о нем на время забыли.

В 1654 году в Китай с посольской миссией отправился Байков Федор Исакович. Целью поездки было установление дипломатических и торговых отношений с Поднебесной. Выполнить эту задачу Байкову не удалось, однако перед возвращением в Россию он закупил чайные листья, поскольку привык во время пребывания в Китае ежедневно пить бодрящий горячий напиток.

Распространение чая и возникновение чайных традиций

Следующее упоминание о чае относится к 1665 году. Документы сообщают, что именно горячим чаем лечился царь Алексей Михайлович от простуды. Лечение оказалось эффективным, слух о чудодейственной траве начал распространяться по Москве, где впервые и появился китайский чай. С этого момента можно говорить о растущей популярности напитка на территории России.

Первые документальные сведения о торговле чайными листьями на Руси относятся к 1674 году. Начинают налаживаться торговые связи с Китаем, московские купцы везут из Поднебесной шелк-сырец, жемчуг, краски, и, конечно же, чай. Он продается в московских аптеках в качестве лекарственного средства.

Еще одна дата, о которой стоит упомянуть – 1689 год. Именно тогда был заключен договор с Китаем, определявший границы государств и положивший начало регулярным торговым отношениям. Из России в Китай и обратно двинулись караваны, груженные ценными товарами – денежного оборота между странами на тот момент не существовало, торговля носила характер обмена. Русские купцы везли в Поднебесную империю дорогие меха, икру, золото. Возвращались караваны с грузом китайских тканей, чая и других товаров.

Продолжительность путешествия каравана от китайской границы до Москвы составляла несколько месяцев, что обусловило очень высокие цены на чай в этот период (конец 17 — первая половина 18 века).

Чайная торговля практически целиком находилась в руках московских купцов. Лишь очень богатые люди могли позволить себе покупку заграничного деликатеса. При этом настой чайного листа постепенно перестает восприниматься исключительно как лекарство, он становится излюбленным напитком знати и купечества, являясь своеобразным свидетельством достатка. Начинает формироваться особая, русская культура чаепития. Доступен чай в этот период преимущественно зажиточным горожанам , для периферии напиток остается малоизвестным.


Начало чайного «бума» в России

С 1728 года, когда был подписан так называемый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем, торговля из караванной постепенно превращается в приграничную. Крошечный городок Кяхта на границе двух миров становится центром бурно развивающейся чайной торговли. Количество ввозимого на территорию России чайного листа стремительно растет.

По имеющимся данным, в 1811 году в страну было ввезено 80 000 пудов этого товара, а в 1820 году – свыше 100 000 пудов. Именно чай составлял 88% процентов всей российско-китайской торговли в тот период.

Пьют его не только москвичи. Напиток становится неотъемлемой частью культуры русского населения Сибири (сказывается соседство народов, для которых употребление чая давно стало ежедневной необходимостью, – монголов и китайцев). Большой популярностью пользуется он среди народов Поволжья, особенно у татар.

Отношение русских к напитку ясно отражается в дошедших до нас записях купца, датированных 1764 годом: «Чай – непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться».

Любопытно происхождение слов, обозначающих чай, в разных языках. В северных провинциях Китая, где закупали товар русские торговцы, он назывался «ча», отсюда и взяло свое начало русское имя для этого растения и напитка. В Европу же чайный лист доставлялся морским путем из южных районов Поднебесной, где его обозначали словом «те» — вот почему в европейских языках чай называют созвучным именем.


Чайная культура в России в 18-19 веке

Ближе к 19 веку чай перестал быть элитным напитком , доступным только богачам. Цена его снизилась, и напиток появился у простых людей. Чаепитие стало обязательным и любимым ритуалом как в светских гостиных, так и в крестьянских избах.

Употребление чая стремительно обрастало традициями – его пили с медом и с малиной, с традиционной сладкой выпечкой. Чаепитие прочно вошло в обычай приема гостей. В России принято заваривать чай в специальных небольших чайниках, а после разбавлять крепкий настой кипятком. Это специфический русский способ приготовления напитка, который появился как один из вариантов экономить ценные листья.

Свидетельства широкого распространения чайных традиций в России обнаруживаются и в записках европейских путешественников: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком , который в нем пьют» — пишет Астольф де Кюстюн, посетивший Россию во времена правления Николая I.

Распространение чая в России не только навсегда отпечаталось в русской культуре и традициях, оно дало толчок к развитию новых видов промышленного производства. Так, в середине 18 века в стране начато производство первых самоваров, ставших одним из самых колоритных и узнаваемых символов российского быта. Следом за самоварами получило развитие производство особого, уникального русского фарфора, предназначенного большей частью именно для традиционного ритуала чаепития.

Современная жизнь россиянина немыслима без ежедневного употребления чая. Этот продукт уже несколько столетий неотделим от русской культуры и традиций гостеприимства.

Крепкий ароматный чай и самовар – явные атрибуты российской культуры. Данный напиток считается лучшим антидепрессантом, он помогает успокоить нервную систему, улучшить мозговую активность и просто расслабиться. Интересно, когда на Руси появился чай? Вопрос очень интересный и познавательный. До того как он появился на территории Руси, люди заваривали веточки и листья липы, смородины, малины. Их просушивали, использовали в качестве заварки.

Откуда на Руси появился этот напиток?

Ни одно торжество не обходилось без распития горячих напитков. Традиция дошла до современного общества. Настоящий чай на Руси появился в 17 веке. Существует легенда, что однажды монгольский хан Кучкун в 1638 устроил богатый прием. Среди гостей присутствовали русские послы. Одним из них был Старков Василий, который привез хану дорогие украшения и другие подарки. Кучкун сделал ответный жест.

Среди ханских подарков было не менее четырех пудов чая, который в те времена назывался «травой китайской». Однако российские послы не горели желанием принимать в дар неизвестную траву. Сделать это пришлось, учитывая дипломатическую сторону вопроса, чтобы не обидеть хана, подарки пришлось принять.

На Руси напиток был испробован в торжественной обстановке. На удивление, бояре и царь положительно отреагировали на заморское питье. Через время о нем позабыли вовсе.

Спустя много лет, чай вновь объявился в Москве. Произошло это в период правления Алексея Михайловича. Завезли его иностранные купцы. Чай вновь понравился царскому двору и продаже его не препятствовали. Постепенно напиток стал распространяться по всей Руси и через время стал национальным.

До 18 века напиток пили только аристократы, дворяне, так как он был недоступен для низших слоев населения. В те времена чай стоил приличные деньги. Постепенно стоимость начала снижаться. В Грузии и некоторых других южных областях России были заложены чайные плантации. С середины 18 века напиток стал доступен практически всем. Чай и до сих пор пользуется спросом и популярностью среди населения нашей страны. Без него не обходится ни одно торжество, будь то празднование дня рождения или простые посиделки с соседями.

Употребление китайского чая сегодня является самой настоящей традицией буквально во всём мире. Однако в Европе и России о чае узнали только в XVI-XVII веке. Изначально его употребляли как лечебное средство, однако вскоре его стали пить как обычный напиток. Несмотря на отсутствие собственного производства и дороговизну этого продукта, он так полюбился жителям нашей страны и других стран мира, что вскоре стал таким же национальным напитком, как в Китае и Японии. При этом многие уже успели забыть, что же пили наши предки до XVI-XVII века, когда о чае ровным счётом не знали абсолютно ничего.

Вы ошибаетесь, если думаете, что древние и средневековые славяне пили только воду из колодца или компот из ягод. На Руси был свой собственный чай, который был не только вкусным, но и очень полезным. Сложно сказать, какой чай — древнерусский или китайский является более полезным, так как китайски чай, который можно приобрести на https://zakazat-chay.ru , также обладает полезными свойствами, как например, бактерицидным действием, нормализует пищеварение, нормализует артериальное давление, способствует расширению сосудов, обладает лёгким мочегонным действием, стимулирует работу почек, оказывает благотворное воздействие на обмен веществ и так далее. И всё же, древние рецепты чая у славян были не менее вкусными и не менее полезными для организма. Почему китайский чай заменил древнерусские рецепты чая из трав? Скорее всего, из-за своего экзотического и необычного вкуса.

Напитки, которые можно назвать русским чаем, готовились из разных трав. Чай готовился из цветов и плодов боярышника, листьев брусники, цветов гречихи, цветов и листьев липы, листьев и плодов облепихи, листьев и молодых побегов чёрной смородины, листьев шиповника, листьев земляники, малины и черники и так далее. Однако самым известным напитком был Иван-Чай.

Иван-чай узколистный или Кипрей-узколистный — растение, которое наверняка видели все. Сегодня иван-чай считается обычным сорняком или диким растением, которое цветёт красивыми розовыми цветами. Другие названия этого растения — Богородицына трава, Верба трава, Кипрейник, Копорка, Копорский чай, Курильский чай, Плакун, Дикий лён, Пуховник, Скрыпей, Дикая фиалка, Хлебница, Яровник, Бурьян, Полевые васильки, Петушковы яблоки, Пырей, Сорочьи глаза и так далее. Кипрей известен своим пухом, который образуется в стручках этого растения. Этим пухом набивают подушки, а в древние времена из него даже делали пряжу.

Ещё несколько столетий назад иван-чай использовался в качестве приготовления вкусного напитка. Данный напиток до начала XX века пользовался большой популярностью у всех слоёв общества и даже экспортировался в Европу. После распространения китайского чая, иван-чай незаслуженно забыли, и сегодня разве только опытный или человек, увлекающийся историей Древней Руси и России, может знать, что растение, которое растёт буквально всюду, некогда было одним из самых востребованных как в глухих деревнях, так и в больших городах. Иван-чай называли копорским чаем, копоркой или просто — русским чаем. Стоит отметить, что название «копорский» данный чай получил от местности Копорья в Петербургской губернии, где было налажено настоящее производство традиционно-русского чая для продажи на территории России, а также для экспорта в Европу.

В качестве напитка использовали листья растения, заваривая их после ферментирования и сушки. Исследования показали,что иван-чай обладает сильными противовоспалительными и обволакивающими, болеутоляющими и жаропонижающими свойствами, снимает нервное напряжение и стресс, очищает кровь, повышает иммунитет и даже снимает пищевые отравления, в том числе и алкогольные, то есть помогает отрезветь или снять похмелье. В народной медицине его использовали при отите, ангине, язве желудка, мигрени, золотухе, желудочных заболеваниях, от бессонницы, алкогольных психозов, малокровии, а также как мягчительное и потогонное при простуде.

Как приготовить иван-чай в домашних условиях

Иван-чай сегодня можно купить в аптеке и заварить согласно инструкции, но если вы хотите лично собрать урожай иван-чая и приготовить его по настоящим древнерусским рецептам, то дальше вы узнаете как это сделать правильно.

1. Идём собирать иван-чай или кипрей. Собираем листья и цветки. Предпочтение отдаём только самым крепким, зелёным, сочным листьям, без повреждений. Не нужно вырывать растения полностью. Обычно это растение растёт большими группами, так что можно срывать по несколько листьев и цветков с каждого, чтобы не причинить растениям вреда.

2. Дома листья тщательно моем и чуть подсушиваем в тёплом месте (не на солнце). Чтобы подсушить, листья нужно рассыпать небольшим слоем (не толще 5 см.) на день или сутки, пока они не станут вялыми. Периодически перемешивайте листья, чтобы сверху и по бокам они не высохли.

3. Скручиваем листья. Берём листья и скручиваем их между ладоней в колбаски. Скручивать нужно до тех пор, пока они не потемнеют от выступившего сока. Если колбаски получились длинные, их можно порезать.

4. Полученные колбаски из листьев складываем в эмалированную кастрюлю и накрываем влажной марлей, или туго заворачиваем в льняное влажное полотенце. После этого ставим в тёплое место на 6-12 часов. Обычно окончание процесса ферментации листьев можно определить по запаху. Кипрей изменяет свой запах с травянистого, на цветочно-фруктовый. Нельзя сушить при очень жаркой температуре и крайне нежелательно передерживать, иначе иван-чай потеряет свой вкус.

5. После этого листья режут, раскладывают на противнях или ситах и сушат при температуре 100 градусов около часа. Хорошо просушенный чай имеет чёрный цвет и при сдавливании ломается, но не рассыпается в труху. Сушку можно проводить в печке, духовке или даже на сковороде. Сушку можно проводить и на солнце, но тогда получится зелёный чай.

6. Хранить такой чай лучше в плотной упаковке, например, стеклянной банке с пластмассовой крышкой. Считается, что чем больше хранится иван-чай, тем сильнее становятся его вкусовые качества.

Самый важный напиток в нашей стране - чай. Чаепитие на Руси было настоящим народным ритуалом, который оставил след в культуре, искусстве и быту. Горячим чаем приятно согреваться в морозы, летним днем чай отлично охлаждает и утоляет жажду, перерывы на чай проводят на работе, чаепитие помогает собраться за одним столом большой семье или компании друзей. Конечно, при современном ритме жизни чай все чаще пьют в спешке, на ходу, но напиток прочно вошел в нашу жизнь, а о видах чая, способах его заварки и необходимых предметах для чаепития осведомлен каждый.

Как чай появился на Руси?

Чай - заморский напиток, который впервые попал в Россию в XVI веке. Сначала чай присылался из Китая в качестве дорогого подарка, но угоститься редким напитком могло только царское окружение и дворянство, а для простого народа чай долгое время оставался недоступным. Ранее на Руси пили сбитень и употребляли травяные сборы - из чабреца, мяты, душицы, брусники, боярышника, иван-чая, смородины, зверобоя.

Чем же «китайская трава» привлекла русских царей и почему распространилась в России? В первую очередь, по достоинству был оценен бодрящий и тонизирующий эффект от заваренного крепкого чая. Была замечена и лекарственная польза напитка - он успокаивает боли в желудке, нормализует давление, очищает организм от вредных веществ.

К концу XVII века поставки чая из Китайской империи уже шли по морю и сухопутными караванами через Кяхтинский тракт. Сначала привозились дорогие сорта, и чай был в прямом смысле «на вес золота», но столетие спустя бюджетные сорта чая стали неотъемлемой частью жизни каждого дома. Сначала в Москве, а потом и в других городах появились сотни чайных магазинов, открывались самоварные фабрики, развивалось кустарное производство мелких чайных изделий - заварочных чайников, стаканов с подстаканниками и прочих деталей для заваривания чая.

Появились обычаи, связанные с чаепитием, и поговорки «дать на чай» - характеризующая особую щедрость, потому что чай был дорогим удовольствием, «чаи гонять» - передающую пристрастие русского человека к долгим застольям за самоваром и постоянным чайным посиделкам.

Помимо трактиров и прочих трапезных мест, открывались чайные - заведения, где «пели» огромные самовары, а посетители распивали горячий чай, сидя на лавках за длинными общими столами. К началу XX века Российская Империя по праву заслужила звание «чайного государства», посколько количество чая, употребляемое на душу населения, в нашей стране было наиболее внушительным.

Чем отличается исконно русское чаепитие?

Без чая не обходилось ни один прием пищи - чай пили за завтраком, за обедом, вместо полдника, не говоря уже о более длительных и многолюдных вечерних застольях с чаепитием, когда за столом собиралась вся семья. Обилие на столе сдобных булок и сладостей позволяло чаепитию заменить традиционную трапезу, тем более, что посиделки с чаем всегда проходили весело и оживленно.

Душевные беседы за чаем является главной характеристикой русских чаепитий. Например, японская чайная церемония проводится в молчании, а англичане пьют чай строго по этикету, который также не подразумевает громких и веселых разговоров. А чайные посиделки в России по праву можно считать самыми душевными, искренними, эмоциональными. За чашкой чая гости всегда могут излить душу, раньше важные вопросы всегда решались за самоваром - начиная бытовыми семейными делами и заканчивая принятием важных решений на государственном уровне. Однако, самый вкусный чай получается в комбинированном или электрическом самоваре .

Вскоре после появления чая в обиходе появилось еще одно расхожее выражение «пить чай по-купечески», что означало богато накрытый стол и угощение гостей всеми доступными яствами. Чай пили медленно, не спешили расходиться, поэтому каждый гость оставался доволен и трапезой, и застольной беседой - недаром даже в сказках вступавших на порог дома гостей первым делом должны «накормить-напоить» с дороги.

Как выглядело чаепитие на Руси?

В наше время историю русских чаепитий не забывают, даже наоборот, стараются возрождать - до сих пор выпускаются самовары под стать старинным экземплярам, открываются кафе, выполненные в национальном русском стиле, пользуются спросом чайные предметы быта «под старину».

Изучение традиций нашей страны помогло сформировать подробную картину того, как проходило традиционное русское чаепитие - как выглядели столовые предметы, каким образом сервировали стол и подавали блюда.

Прежде всего, стол накрывался скатертью - обычной на каждый день или нарядной, праздничной. На стол водружали закипевший самовар и чайник с заваренным чаем.

Наши предки отмечали, что самовар был музыкальным - при закипании он начинал «петь», а потом уже бурлить кипящей водой, и внимательная хозяйка всегда знала, когда вода в самоваре готова для заварки чая. Самовары были медными, покрытыми латунью, а в зажиточных домах - расписными, украшенными позолотой.

Разливала чай обычно хозяйка - иногда в чашки, а в узком семейном кругу - в блюдца. Заварник с чаем накрывался тряпичной чайной куклой, которая украшала его и берегла тепло. Называлась такая чайная грелка «баба на чайник» - она могла выполняться в виде куклы, матрешки, берегини или другого сказочного персонажа.

Распространенный способ заваривания чая выглядел так: чайник споласкивали горячей водой, засыпали заварку и заливали ее кипятком, потом получившуюся крепкую чайную массу разливали по чашкам и разбавляли кипятком в желаемой пропорции. Готовить чай таким способом начали простолюдины, которые экономили на заварке, и только потом эту привычку переняли все любители чая, предпочитающие получать крепко приготовленный напиток самым практичным способом.

На стол для дорогих гостей выставлялся фарфоровый или фаянсовый сервиз, представляющий собой комплект из сахарницы, тарелочек для пирога, чайных чашек с блюдцами. У иностранцев же русское чаепитие ассоциируется преимущественно со стаканами и подстаканниками - такой вариант чайной посуды также присутствовал на Руси и был распространен в первую очередь в трактирах и чайных заведениях. Дорогие подставки-подстаканники были выполнены из серебра, более доступные для простого народа - из сплава меди и никеля.

На стол обязательно ставилось угощение - какое именно, зависело от достатка семьи. Пироги, блины, сдобная выпечка, баранки и бублики, калачи, сушки, варенье, ягоды, орехи, восточные сладости. Одни семьи могли похвастаться редкими дорогими сортами чая, предназначенными для гостей, а в крестьянских избах чай для экономии разбавляли травами, яблоками, мятой, листьями смородины и вишни. К столу обязательно подавали колотый сахар, иногда его заменяли медом.



Итак, как же появился чай на Руси? И как сформировалась особая традиция русского чаепития, уникальная во всем мире?

Появление чая на Руси - особенное явление для всей русской истории.

А знаете ли вы, что на Руси чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии?

В правление Ивана Грозного, в 1567 году, казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывав в Китайской Империи, слагали небывалые похвалы вкусному местному напитку китайцев, называя его "китайской травой".

В западной же Руси чай впервые отведали в 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Федоровичу, первому из Романовых, несколько сундуков чая. Но это скромное начало чайной истории на Руси вскоре забылось.

В далеком 1638 году монгольский хан Алтан Кучкун принимал в гостях русского посла, бояринова сына Василия Старкова, который прибыл к нему из Москвы с дорогими подарками. По душе монгольскому правителю пришлись дорогие соболя, золото, сукно и дикий мед. И в долгу он не остался - московскому царю отправил в подарок богатый караван, который вез ответные дары.

Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями - четыре пуда чая, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Посол Старков отказывался брать неизвестную ему сушеную траву, боясь гнева государева. Просил заменить ее мехами или драгоценными камнями, но хан настоял на своем. Дипломатические соображения пересилили, и московские послы были принуждены везти этот "негодный товар" в подарок царю.

В Москве царь Михаил Федорович повелел боярам испробовать заморской травы, присланной Алтын-ханом в подарок. Бояре собрались на совет и спустя три часа пришли к государю с докладом: "Пробовали всяко - трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая." Думал даже царь на хана обидеться - мыслимо ли дело: он хану в дар соболей дорогих отсылал, а тот в ответ горькую траву пожаловал.

К счастью, расспросил царь у посланника своего, что хан с травою делал. "Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде" - отчитался посол Старков перед государем.

Тогда царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, поминал ханский подарок только добрыми словами. А все сидевшие за столом бояре были очарованы ароматным бодрящим напитком.

Однако скоро присланные Алтын-ханом четыре пуда чая закончились, и вкус чая в Москве стали забывать.

Вспомнили о чае как о целебном напитке только в 1665 году, когда царь, уже Алексей Михайлович, вдруг занемог желудком. Незадолго до того русский посол Иван Перфильев вновь привез из Китая чай.

Прежде чем напоить царя, придворный лекарь Самойло Каллинс с дрожью в коленях сам отведал того зелья. Наконец Каллинс дал заключение, гласившее, что "питие это доброе" и царю давать можно. Царю полегчало, и чайный напиток произвел на него впечатление.

Слух об "изрядном лекарстве", спасшем царскую особу, быстро распространился, и чай стал использоваться как целебный напиток. Было замечено, что он "освежает и очищает кровь", снимает похмелье, а также "отвращает от сна" во время долгих церковных служб и от утомительного сидения в Думе боярской.

И уже когда монгольский хан приехал на праздничную церемонию в Москву, чай занял почетное место на русском столе и получил достойную оценку. С той поры чай стал входить в моду.

В 1679 году был заключен первый договор с Китаем о поставках в Россию "сушеной китайской травы". Регулярная караванная торговля чаем между странами началась с 1689 года.

Путь чая из Китая в Россию был назван "Великим чайным путем" - это часть Сибирского тракта - старинного сухопутного транспортного пути из Китая до западной России. Путешествие было не из легких: около 11 000 верст занимали 16 месяцев пути.

Высушенные чайные листья доставлялись из Северных провинций Китая, где их называли "ча-э". Отсюда пошло русское название напитка - чай. В Европу же чай попал морским путем из Южного Китая, где его название произносилось иначе - "те-е", поэтому в большинстве европейских языков так оно и звучит.

Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. И долгие годы именно "чай из каравана" ценился выше, чем привезенный по морю, потому как перевозка чая в сырых и затхлых трюмах кораблей не позволяла сохранить его качество.

В Китае русских купцов особенно ценили. Поэтому Руси предлагались только самые высококачественные сорта, и даже императорские, эксклюзивные, хотя стоили они бешеных денег - примерно в десять раз дороже европейских. Самые элитарные чайные сорта доставлялись на территорию Руси, минуя западных соседей.

Наши далекие предки высоко ценили чай зеленый, желтый и белый, близкие по характеристикам. И не только как заморскую диковинку или бодрящее зелье. Из стародавних записей следует, что его использовали при лечении головокружений, отеков, лихорадки, малокровия, а знатные красавицы этим чаем умывались.

Чай на Руси в народе

Простолюдины же по-прежнему пили сбитень, квас, питный мед, заваривали липовый цвет, травяные отвары и иван-чай. А чай оставался привилегией высшего аристократического общества. Известно, что в XVII веке чай в России пили лишь знатные бояре, в XVIII - дворяне и купцы. Производился бартерный обмен на меха.

"Караванный путь" оставался единственным для чайных поставок вплоть до открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали.

И только в XIX веке чай смогли пить все жители Руси, когда появился менее ценный напиток из Индии и с Цейлона, потом совсем дешевые грузинский и краснодарский. Понятное дело, бедным сословиям и чай доставался гораздо худшего качества, нежели богачам.

Спустя десять лет почти каждый житель Московии пил чай ежедневно, или, по крайней мере, довольно-таки часто. В Москве же можно было приобрести практически дюжину разных сортов.

К середине XIX века чай получил распространение по всей Российской Империи и, перевозимый от рынка к рынку, достиг даже самых отдаленных ее деревушек и стал русским национальным напитком.

К концу XIX в. Россия, как и Англия, окончательно становится чайным государством. При всем ее политическом отличии от Англии и при обоюдно враждебном настроении обеих стран в сфере восточной политики они сливаются в общей трогательной симпатии к чаю. По этому поводу один русский дипломат заметил: "Чем объяснить эти желудочные симпатии двух политических недругов? Я не решаюсь судить, но замечу, что в явлении этом есть сторона утешительная".

Русское чаепитие

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

Какое же оно настоящее русское чаепитие?

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.

Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.

Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.

Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.

Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.

В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "англицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.

Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.

Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".

Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.

А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.

Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Русский самовар

Чуть позднее было налажено производство специальных чайников для заварки, а через столетие после ввоза чая появился и первый на Руси самовар.

Само слово "самовар" не имеет аналогов в других языках, оно заимствовано из русского языка.

Кипяток, заваренный в нем, действительно получался вкуснее, а заваренный на его "верхушке" чай лучше распаривался.

"В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; - пишет Островский, - Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины..."

Подавали чай на стол парами. Такая пара состояла из небольшого чайника с заваркой, который устанавливали на самовар. Такой способ подачи чая - чисто русское изобретение.

Самовар становится непременным атрибутом каждого русского дома и главным участником русского чайного застолья. Никакое русское застолье не проходит без самовара и крепкого ароматного чая.

Из самоваров чай разливался в блюдца или чашки. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Для дворянской культуры чаепития было характерно употребление чая на английский манер, создавая целое красивое представление с умными беседами и обменом любезностями.

Чаевые на Руси

Распространение чаепития в России сопровождалось очень характерным явлением, какого в других странах не замечалось. По всей Руси великой вошло в обычай просить при каждом удобном случае "на чай, на чаек", и лишь немного оставалось местностей, где еще по старинному просили "на водку".

Выражение "на водку" заменилось более деликатной просьбой "на чай", и сложилась поговорка "ныне и пьяница не просит на водку, а все на чай". Термин "дать на чай" стал общим для всей России.

Впрочем, А. фон Гакстгаузен, путешествовавший по России в 1840-х гг., писал по этому поводу следующее: "Петербуржец, уже захваченный европейской культурой, шепотом просит на чай, москвич же честно просит на водку".

Чай для русского человека

Конец 19 столетия оставил свой след в истории распространения чая появлением первой в России фальсификации чая. Его изготавливали купцы, а потребителями были, в основном, беднейшие сословия, которые не могли правильно оценить качество и вкус чая и довольствовались тем, что было.

Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному. Его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России - нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.

Все достоинства чая и сами чаепития делали жизнь русского человека более сносной, настроение - более оптимистичным, помогали и без того терпеливому русскому народу легче переносить разные житейские испытания и невзгоды.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

А. Блок



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх