Сказка про фрукты для самых маленьких. Про фрукты. Вопрос для педагогов для размышления

Страница 1 из 4

КАПУСТА

В огороде пусто,
если нет…
Правильно, капусты. Этот овощ известен людям с давних времен. Древние люди употребляли в пищу листья дикой капусты. А выращивать капусту стали около 7 тысяч лет назад, в Испании. Оттуда эта культура попала и в другие страны. На Руси капусту начали возделывать в XI веке. В народе этот овощ один из самых любимых. «Для чего и огород городить, коль капусту не садить», говорят в народе. Почему же люди так ценят капусту?
Потому что самый вкусный,
очень вкусный лист капустный.
(А. Крылов) Капуста не только вкусна, но и полезна. Еще знаменитый греческий математик Пифагор писал: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает бодрость и веселое спокойное настроение духа». В капусте содержится много витаминов, белков, сахаров и разных минеральных солей. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке.
В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки.
(Г. Гринев)
Самый распространенный сорт капусты – капуста белокочанная. Это двухлетнее растение. В северных районах, весной, когда на улице тепло, в грунт высаживают рассаду. В первый году капусты вырастает укороченный стебель, его называют кочерыгой, вокруг него образуются широкие листья – «сто одежек», – собранные в кочан. Кочан – это не плод капусты, в нем нет семян. Чтобы получить капустные семена, осенью вытаскивают капустную кочерыжку с корнем. Зимой ее хранят в прохладном месте, а весной высаживают в грунт. Из кочерыжки вырастают высокие стебли, на них появляются кисти желтых цветов. Осенью из цветов образуются плоды – стручки с мелкими круглыми семенами.
ЗАГАДКА
Одевался потеплей одноногий Пантелей.
Сто одежек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Пантелея малыши все зовут…
(Капуста) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Без капусты щи не густы.
Заяц – трус, а и тот на капусту охотится.
Не суйся к капусте, пока не припустят


МОРКОВЬ

Люблю морковку! Вот она еще в комочках глины.
Лежит нарядна и сочна – сплошные витамины!
Я даже приучил щенка морковку грызть для роста.
Она и для снеговика необходима просто.
(В. Сабиров)
Морковку люди стали выращивать давно – около 4 тысяч лет назад. Особого ухода это растение не требует – бросил семечко в землю и жди урожая. Если земля не очень плодородная, это не страшно – морковь прекрасно растет даже на песчаных почвах. Одинаково легко морковь переносит засуху и небольшие холода. Морковь любит принимать солнечные ванны, поэтому ее сеют на открытом, не затененном месте.
С XIV века морковь стали выращивать и на Руси. Крестьяне придумали немало пословиц и поговорок, связанных с морковью. «На полатях лежать, так моркови не видать!», «Сей морковь в срок, будет прок».
Самая ценная часть моркови, которую мы употребляем в пищу – корнеплод. Он образуется в первый год жизни моркови. Корнеплод полностью находится в земле, наружу торчит лишь его верхняя часть, а над ней – зеленый хвостик листьев, похожих на листья укропа.
Чем же так полезна морковь? Корнеплоды моркови содержат огромное количество бета-каротина, который в нашем организме превращается в витамин А. Его еще называют витамином роста – он очень полезен для детей. Приносят человеку пользу и семена моркови. Из них изготавливают лекарственный препарат, с помощью которого лечат болезни сердца. А на Руси издавна боли в печени и носоглотке снимали морковным соком.
Корнеплоды моркови бывают разной формы: конуса или цилиндра. А вес их может достигать полукилограмма! Между прочим, по форме морковки можно определить, где она росла. Если корнеплод длинный и острый, условия для его роста были не самые хорошие – плотная и тяжелая почва, мало воды. Если же морковка короткая и толстая, значит, «разъелась» она на плодородной земле, при обильном и частом поливе.
Цвет у морковки не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно-фиолетового цветов.
ЗАГАДКИ
Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку, а хрустящую…
(Морковку)
* * *
Я росла много дней, становилась все красней и слаще.
Стала я хрустящей. А зеленый хохолок у меня, ребятки,
Чтобы каждый дернуть мог и вытянуть из грядки.
(Морковь)


ЛУК

Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То на зеленого ежа похожа грядка станет.
(В. Сабиров)
Самый распространенный вид лука – репчатый. Он выращивается почти во всех странах мира.
С древних времен люди употребляли в пищу дикорастущие виды лука. А около 6 тысяч лет назад в Индии и Китае его стали выращивать как огородное растение. У египтян лук пользовался всеобщей любовью. Лук почитали древние греки, они воспринимали лук как символ устройства Вселенной. На празднествах в честь бога Пана – защитника лесов и полей – его скульптурные изображения осыпались луком. В дни празднеств греки старались принести в храм самую большую головку лук. Древние римляне считали, что лук заряжает человека энергией и защищает от болезней.
В XII веке лук оказался и на Руси. 20 сентября крестьяне отмечали луков день. Лук несли на базар продавать. Кто лука много собрал и быстро продал, у того и доход хороший. Луков день – грустный праздник по двум причинам. Первая – он совпадал с окончанием бабьего лета, позади оставались теплые денечки. Вторая – девушкам и женщинам в этот день приходилось проливать много слез, обрабатывая лук.
Луковица состоит из нескольких слоев внутренних листьев. Именно там растение запасает питательные вещества. А их в луке очень много – и витаминов, и минеральных солей. Ученые установили, что по по-лезности лук стоит на третьем месте среди овощей, уступая лишь свекле и корню петрушки. Остроту луковице придают содержащиеся в ней эфирные масла. Они вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, потому мы и плачем, когда режем лук.
В луке есть вещества, которые убивают вредные бактерии. Для того, чтобы не болеть простудными заболеваниями, нужно есть лук.
Лук можно вырастить и у себя дома. Достаточно опустить луковицу в баночку с водой. Через несколько дней лук пустит корни, а вверх потянутся зеленые листочки.
Есть горькие сорта лука, а есть сладкие. У разных сортов лука разная окраска луковицы: красная, фиолетовая, желтая, белая, розовая.
В наши дни выращивают не только репчатый лук. Очень вкусны и полезны блюда, в которые добавляют лук-порей, лук-шалот, лук-батун, шнитт-лук.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Луковый урожай убирать поспешай.
Лук – от семи недуг.

Вы, уже догадались, что речь пойдет в этой сказке о фруктах и ягодах. Ах! Как вкусны эти дары лета: Яблоки, Сливы, Вишни, Персики и Абрикосы! Ой, еще, конечно же, всеми любимая Черешня, а Груши, Груши… так и просятся сами в рот. Тише, тише! Прислушайтесь. Слышите стук копыт? Да это приближается карета королевы Лето! Давайте же с вами встретим ее с великим почтением! или

Сказка «про Фрукты»

Читает автор сказки Сыроватина Ольга Николаевна. Продолжительность 4 минуты. Дата публикации 25.10.2017

Альтернативный аудио плеер

Вихрем неслась по необъятным просторам тройка необыкновенных коней–месяцев, впряженных в красивую воздушную карету. Ее величество королева Лето возвращалась в свои владения.

– Ах, вы, мои кони, кони величавые!

Это были три брата – младшего звали Июнь, среднего Июль, а вот старшего любимца королевы величали Август. Поданные королевы с нетерпением ожидали ее приезда. Во владениях царила суета.

– Скачи, Июнь, вперед, да предупреди всех, что я возвращаюсь! – приказала ему королева. Конь встряхнул солнечной гривой, сорвался с места и помчался, да так быстро, что из-под его копыт тепло разлилось по всей округе.

Фрукты и ягоды набрались этого тепла, стали созревать. Графини Вишенки сменили свои зеленные платья на ярко-красные. Госпожа Клубничка надела красивый алый сарафан.

А королева Лето, проехав половину своего пути, решила выслать вперед следующего своего коня. Июль встряхнул гривой, и поскакал быстрее своего младшего брата, понёсся точно вихрь, да так, что из-под его копыт жара разлилась по всей округе. Первыми заметили Июль фрейлины Яблочки, значит, пора сменить наряд, и давай на свои круглые щечки наносить розовый румянец.

Глядя на них, барон Персик, который еще оставался в своем зеленном камзоле, восхищался их новым разноцветным нарядом и ароматом, что веял от этих красавец.

Королева спешила. Пришпорив своего коня Августа, она мчалась в сторону своего дворца.

– Пора надевать свой любимый фиолетовый наряд! – сказала придворная дама Слива, глядя на себя в зеркало – Я в нем восхитительна и так грациозна! – вслух восхищалась собой эта любимица Королевы.

Вдруг в дверь постучали. Слива открыла ее. На пороге стоял господин виконт Абрикос. Он уже прихорошился, надев ярко-оранжевый камзол, этот цвет очень шел к его веселому виду.

Во владениях королевы шли приготовления к большому празднику Урожая. Сюда съезжались со всех садов и огородов господа фрукты и ягоды.

– Смотрите, – тихо сказала Черешенка Персику, указывая взглядом на круглого вельможу, камзол которого был в светлую и темную зеленую полоску, – Кто это?

Но тот, заметив любопытный взгляд дамы, подошел к ним и представился:

– Я князь Арбуз, приехал из самого южного края, – сказал он.

–Так вы не фрукт? – расспрашивала его Черешенка.

– Нет, конечно, я – ягода! – сказал гордо Арбуз.

– Быть такого не может! Разве бывают такие ягоды, огромные, да еще и в плотной кожуре?

– Да, я таков! – и он, довольный собой, отошел от них.

– На этот раз праздник будет очень шумным и веселым, ведь столько приехало гостей – список приглашенных просто огромен! – радовалась Слива.

Она была главной на этом празднике и этим очень гордилась. Ее темно-фиолетовый наряд так и мелькал в залах среди гостей.

– Господа, до приезда королевы Лето осталось совсем немного времени, праздник Урожая вот-вот начнется! Рассаживайтесь, пожалуйста, а я зачитаю для всех вас список приглашенных гостей.

– Добро пожаловать! Яблоки, Груши, Вишни, Черешни вот здесь и госпожа Айва, Абрикосы, Персики, Сливы. Ах! этот список очень велик, мне нужно немного передохнуть, – сказала Слива. И вдруг графиня Вишенка увидала запоздалых гостей:

– Смотрите, что за необычные фрукты пожаловали к нам? Лично я с ними незнакома. – Слива поспешила к ним на встречу.

– Здравствуйте, господа Фрукты! Добро пожаловать на наш праздник Урожая! Гости начали представляться:

– Я барон Апельсин, а это вот мои родственники – сеньоры Лимон и Мандарин, – они все были в красивых оранжевых одеждах.

– Позвольте представиться и нам, – вперед вышел удивительно красивый фрукт с зеленой шевелюрой на голове и с поклоном сказал:

– Зовут меня Ананас, а это мои друзья: Бананы и Инжир.

– А я Хурма, а он вот Киви, и все мы приехали издалека, из заморских стран.

– Мы очень, очень рады вам! – улыбнулась им Слива.

– Наконец-то мы дома! – сказала королева.

Она высоко взмахнула правой рукой и тут же три ее коня превратились в трех молодцев. В тоже мгновенье королева высоко взмахнула левой рукой, и все нарядные дамы и господа вмиг превратились в сочные спелые ягоды и фрукты. Молодцы бережно собрали все эти фрукты и ягоды в красивые корзинки.

Лето любовалось урожаем.

– Какая большая польза людям от моих трех месяцев Июня, Июля и Августа! – сказало величественно Лето.

Слушать на YouTube

Если понравилась сказка, подписывайтесь на канал автора, для оповещения о публикациях новых сказок

Вам понравилась сказка?

«Поспели яблочки в саду»

Предварительная работа.

Занятия по теме « Фрукты»:

Беседа о фруктах; рассматривание муляжей; дегустация фруктов.

Чтение стихотворения «Фрукты» Г. Давыдовой:

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины.

И бананы, и гранаты –

Витаминами богаты.

Фрукты – радость для ребят,

Их в садах для нас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

Артикуляционная гимнастика

Вкусное яблочное варенье. Рот откройте, улыбнитесь. Широким кон-чиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком свер-ху вниз. Выполните 5-10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания

Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуём твёрдую грушу».

Упражнения для губ и щёк

Спрячем сливу за щёку. Надувать попеременно то правую, то левую щёку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперёд узкой трубочкой.

Щёчки-яблочки. Ваши щёчки круглые как яблочки надуть обе щеки.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнения для языка.

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. « Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину – яблочный, в Димину – сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Сбор урожая . Срываем яблоко с высокой ветки исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладём яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.

Маша и Даша в саду . Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов . Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»

Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т.д.

Уборка урожая . Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везёте в магазин.

Образные перевоплощения

Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: « Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представить себя земляникой на солнечной поляне: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»

Пальчиковый массаж

Сорву я малинку 1-10 строчки – на каждые две строчки

Насте в корзинку. поочередно растираем пальцы одной руки

Найду земляничку пальцами другой.

Полинке -сестричке Затем меняем руки и всё повторяем сначала .

Смородинку в баночку

Соберу для Яночки.

Крыжовник в стакане

Несу я для Вани,

А маленькому Мише

Нарву я спелой вишни!

Пальчиковая гимнастика ФРУКТЫ

Как у нашей Зины (Делают ладони «корзинкой».)

Фрукты в корзине:

Яблоки и груши, (Загибают пальцы, начиная с мизинца.)

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

***

С веток ягоды снимаю (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица.

И в лукошко собираю. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы

Ягод – полное лукошко! собраны в щепотку) «снимаем ягоды».

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… Считать ягоды, нажимая указательным пальцем на

Снова буду собирать! левую ладонь

Физминутка

Прекрасен наш осенний сад. (Идут по кругу.)

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки, (Поднимают руки вверх.)

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок (Машут руками.)

И желтый лист шуршит у ног. (Идут, шаркая ногами.)

Скороговорки

***

Груша гусениц не любит,

Грушу гусеницы губят.

В. Лунин

***

Гена, Галю угощай –

Гена, Гале грушу дай.

Метод «Угадай по вкусу»

Материал: кусочки различных фруктов на тарелках; целые фрукты в вазе.

Воспитатель приглашает кого-нибудь из детей к столу и предлагает закрыть глаза. Остальным детям показывает целый фрукт, кусочек от которого он кладет в рот вызванному ребенку.

Метод «Игры со шнурками»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

1. Украшение фруктов. Вырезать из картона или сукна цветные силуэты фруктов. На небольшом расстоянии от края проделать дыроколом небольшие дырочки на равных расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, показать детям, как обшить фигурки красивым узором.

2. Бусы из фруктов .

  • Из цветных кусочков сукна вырезать разные фрукты с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда дети овладеют «механикой» нанизывания, попросить их расположить фрукты в определённой последовательности: яблоко, груша, слива.
  • Нанизывать на шнурок пластмассовые бусины-фрукты.

Метод «Сухой аквариум»

«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике – можно предложить ребёнку в любое время: когда у него плохое настроение или же когда он слишком возбуждён, или ему просто нечем заняться.

Цели: - снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса;

Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.

В «сухой аквариум» помещаются мелкие игрушки-фрукты. Детям предлагается найти и достать определённый фрукт или собрать все фрукты.

Метод «Отгадай-ка!»

Цели: - дети учатся целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предметов (цвет, форма, величина), а затем их назначение и практическое применение.

Материал: предметные картинки, изображающие знакомые детям фрукты: яблоко, груша, лимон и др.; циклический алгоритм:

У воспитателя коробка с картинками знакомых детям фруктов. Он подзывает одного из детей, назначает его своим помощником. Помощник берет любую картинку, показывает её только воспитателю и вместе с ним рассказывает о ней, используя циклический алгоритм. Например, «этот фрукт желтый, овальный, небольшой, кислый, его режут и кладут в чай» (лимон); «этот фрукт красный, круглый, небольшой, сладкий, из наго варят повидло, компот» (яблоко) и т.д.

Метод «Угадай и покажи»

Материал: муляжи фруктов в вазе.

Педагог загадывает загадку и предлагает кому-нибудь из детей найти тот или иной фрукт- отгадку на столе.

Загадки:

Этот плод продолговатый

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат,

Называется он … (Груша)

Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)


На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

«Кушай, мамочка!» - скажу. (Яблоко)


Желтый-желтый,

Длинный, гладкий.

А очистишь –

Сладкий-сладкий.

Он нам жарким югом дан,

И зовут его… (Банан)

Хоть и кислый он,

В чай положим мы… (Лимон)

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей – дольки,

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Всё по долечке съедим. (Апельсин)

Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят,

У них чудесный аромат,

И мы зовем их… (Виноград)

Метод «Сказка про фрукты»

Цель: развитие речи, воображения.

Положите на стол несколько фруктов – пусть дети рассмотрят их, потрогают. Сочините сказку, например такую:

«Жило-было на свете красивое яркое Яблоко. Так получилось, что оно осталось одно на блюде. Стало ему скучно, и прикатилось оно к Алёше. Прикатилось и говорит: «Привет, Алёша, давай поиграем!» Алёша ответил: «Давай! Только позовём ещё и другие фрукты». Яблоко обрадовалось: «Позови, Алёша, к нам в гости Апельсин!» Алёша позвонил по телефону и сказал: «Привет, Апельсин! Приходи к нам в гости!» Апельсин пришёл, и стали они все вместе играть. Было им весело-весело!»

Пусть дети предложат, кому ещё из фруктов можно позвонить.

Метод «Чудо-дерево»

Материал: изображение большого дерева на магнитной доске, разные фрукты-магниты.

Воспитатель сообщает детям, что у них есть волшебное «чудо-дерево», на котором растут разные фрукты. Предлагает детям по очереди подойти к доске, выбрать понравившийся фрукт, назвать его и прикрепить на дерево.

Метод «Пластилинография»

Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Цель: учить передавать посредством лепки изображение различных предметов; развивать у детей эстетическое восприятие природы; развитие мелкой моторики пальцев рук

  • Предоставить детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.
  • На критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребёнка в собственные силы.
  • Занятие должно быть организовано в форме игры.
  • Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление.
  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
  • Для работ использовать плотный картон, а не тонкие листы.
  • Основу с предварительно нарисованным контуром покрыть скотчем, чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Занятие по развитию речи детей второй младшей группы детского сада с использованием инновационных методик «Поспели яблочки в саду».

Цель: развитие речи младших дошкольников.

Задачи:

Обогащение словаря (познакомить детей с новыми словами: «наряд»,«консервируем»);

Развитие артикуляционного аппарата, стимуляция речевых центров головы, развитие мелкой моторики рук;

Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Оборудование: кусочки яблок на тарелке со шпажками для дегустации; нарисованные яблоки, подвешенные на нитках; магнитная доска с изображением силуэта яблони и яблоки на магнитах разного размера; силуэты вёдер: большое, среднее и маленькое для сбора яблок; пластилин красного цвета, дощечки, силуэты банок из картона (размер ½ А4) на каждого ребёнка; влажные салфетки; блюдо с чистыми яблоками для угощения детей.

Ход занятия:

I . Организационная часть.

Беседа об осени. Воспитатель напоминает детям, что наступила осень. Пожелтела на лугу трава; листья окрасились в яркие цвета: красный, оранжевый; покраснели ягоды на рябине; в лесу много грибов, орехов; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах и на плодовых деревьях поспели фрукты. Детям предлагается узнать название фрукта, отгадав загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Дети узнают яблоко. Воспитатель хвалит их за смекалку.

II . Основная часть.

1. Рассматривание яблока, дегустация . Педагог демонстрирует детям яблоко, предлагает попробовать кусочек с тарелки.

2. Чтение стихотворения «Яблонька»

Росла, росла яблонька,

Подросла.

Цвела, цвела яблонька,

Отцвела.

Отряхнула яблонька

Свой наряд –

И поспели яблочки для ребят.

Н. Забила

3. Артикуляционная гимнастика.

Щёчки-яблочки . Ваши щёчки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок . Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

Яблоки падают с дерева на траву : «Бам-бом-бум!» Изобразить большое яблоко(громко), среднее (тише), маленькое (тихо).

4. Игра «Сорви яблоко».

На уровне чуть выше головы ребёнка на нитках подвешены нарисованные яблоки. Детям предлагается нарвать яблок. Игра сопровождается текстом:

Вот так яблоко, оно соку сладкого полно.

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгни, руку протяни

И быстро яблоко сорви!

5. Игра «Собери урожай».

На магнитной доске макет яблони, на которой висят яблоки разного размера. На столе – силуэты вёдер разного размера. Воспитатель обращает внимание детей, как много яблок созрело, и все они разные: маленькие, чуть побольше, большие. Предлагает детям собрать маленькие яблоки – в маленькое ведёрко, средние – в среднее, а большие – в большое.

6. Пластилинография «Консервируем яблоки»

Воспитатель хвалит детей за то, что собрали большой урожай, спрашивает, как же его сохранить. Знают ли дети, что можно приготовить из яблок? (Сварить компот, варенье.) Детям предлагается законсервировать яблоки, которые смогут храниться всю зиму. Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки банок. Лепят яблоки, прикрепляют к банкам.

Действия детей сопровождаются стихотворением:

Поспели яблоки у нас,

Будет на зиму запас.

Надо в банки их закрыть.

Нашей маме мы поможем –

В банки яблоки разложим.

Не боимся мы хлопот:

Будет на зиму компот.

Яблочки лежат красиво.

Скажет мама нам: «Спасибо!»

С. Ильина

После работы дети вытирают руки влажными салфетками. Педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.

Воспитатель хвалит детей: много яблок законсервировали, хватит на всю зиму.

III . Заключительная часть

Воспитатель достаёт блюдо с чистыми яблоками. Сообщает детям, что у них осталось ещё немного свежих яблок и предлагает угоститься, но сначала рекомендует вымыть руки с мылом.

Знают взрослые и дети:

Есть полезно фрукты эти!

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

Дети моют руки и угощаются яблоками.

Последующая работа.

На следующих занятиях планирую:

Выучить с детьми стихотворение «Арбуз» З. Александровой

Вот какой у нас арбуз –

Замечательный на вкус!

Даже нос и щёки –

Все в арбузном соке.

Где ж поспел арбуз такой,

Как варенье сладкий?

Неужели под Москвой,

На колхозной грядке?

Угадали! Наш арбуз

Вырос в Подмосковье.

Сочен, сладок он на вкус –

Ешьте на здоровье!

Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, аромата персика, яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, сочный арбуз.

Выразить своё состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызёт яблоко.

Яблоко свалилось вам на голову.

Пальчиковая гимнастика

ФРУКТОВАЯ ЛАДОШКА

Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,

Он, конечно, не один. начиная с большого.)

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)

Физминутка

***

Осень добрая пришла, (Идут по кругу.)

Нам подарки принесла: (Разводят руки в стороны.)

Яблоки душистые, (Руки ставят на пояс, делают

Персики пушистые, повороты в стороны.)

Груши золотистые (Разводят руки в стороны.)

Осень принесла. (Хлопают в ладоши.)

Скороговорка

***

Груша, девочка мала,

Грушу-дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада…

С. Погореловский

Чистоговорки

Уш-уш-уш – в саду много груш.

Ивы-ивы-ивы – выросли здесь сливы.

Узы-узы-узы – вкусные арбузы.

Он-он-он – в чае есть лимон.

Метод «Кто рассказывает?»

Цель: закрепление умения ребёнка различать фрукты по внешнему виду, развитие речи, слухового внимания.

Материал: фрукты на подносе (яблоко, груша и т.д.)

Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня груша!» Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берёт с подноса фрукт и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кладёт его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом?» - спрашивает взрослый. Если ребёнок узнаёт товарища по голосу, все хлопают в ладоши, и узнанный занимает место водящего. Если ребёнок ошибается, то водит ещё раз.

Метод «Поможем ёжику»

Цели: развивать мелкую моторику рук.

Материал: нарисованный на фанере ёжик, у которого на иголках наклеены «липучки» ; силуэты яблок (с липучками).

Рассказать детям, что ёжик, собирая яблоки, так увлёкся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все яблоки. Предложить детям помочь ёжику подобрать все яблоки и как следует закрепить их у него на спине.

Метод «Что неправильно нарисовал художник?»

Цель: развитие речи, внимания

Детям предлагается картина, на которой заяц с корзиной находится в саду-огороде: на деревьях растут овощи, в грядках – фрукты.

«Пришёл зайчик в сад-огород набрать овощей для борща и фруктов для компота. Пришёл… и очень удивился. Что он увидел? Посмотрите на картинку и помогите зайчику найти нужные овощи и фрукты. На своих ли местах они растут? Что перепутал художник? Где на самом деле должны расти овощи, а где фрукты? Расскажи, что должен сделать зайчик, чтобы сварить борщ и компот.»

Литература.

1. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет/ Авт.-сост. А.В. Никитина. СПб.: КАРО, 2009.

2. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4-5 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина. - СПб.: КАРО, 2008.

3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей / Сост. И.А. Мазнин. 2-е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.

5. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009.

6. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

7. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

8. Дмитриева В.Г. 250 пятиминутных развивающих игр для малышей от года до трёх лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ; СПб.: Сова. 2007.

9. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет / Светлана Олеговна Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2009.

10. Игры с детьми раннего возраста: методические рекомендации / Сост. М.А Аралова.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2011.

11. Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб.: Дельта, 2000.

12. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

13. Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи / Ольга Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.

14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.

15. Развивающие игры для детей от года до трёх лет / авт.-сост Е.А. Бондаренко. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003.

Матрёшкины сказки.

Основопологающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста имеет развитие речи.Которое направлено на практическое овладение языком и осознание речи. В дошкольном возрасте совершенствуется её практическое употребление. Активность ребёнка по отношению к языку выражается в словообразовании, словотворчестве, сочинительстве. Старшие дошкольники с интересом и выдумкой придумывают различные истории и сказки.

Как помочь ребёнку в сочинительстве, если он еще не научился писать, или пишет печатными буквами, но очень медленно. Желание записать свои мысли может покинуть ребёнка в связи с трудностями сохранения придуманного.

В этой ситуации помогут родители или воспитатели. Предлагаю вам варианты работ, выполненные родителями вместе с детьми.

Сказки про овощи и фрукты.

"Овощи на грядке"
Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках.

Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.

Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.



"Сказочное путешествие овощей"

Жили - были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где - то далеко, за морями, океанами живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» - воскликнула морковь. «А давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», - предложил огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.



Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг из воды показалась чья - то мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих на себя существ. А Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».



Прыгнули огурец, помидор и морковка на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите - какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец, морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да и про Стёпу не забывают!


Страница 1 из 4

ЯБЛОКО

Яблочки янтарные
На яблоньке созрели.
Яблочки янтарные
Яна с Яшей ели.
(Н. Лунина)
Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.
Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.
Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.
Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.
В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого. 19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.
В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.
Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.
Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.
ЗАГАДКА
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Мимо яблоньки яблочко не падает.
Каково деревце, таковы и яблочки.


ГРУША

Груша – это очень вкусно.
Нам без груши очень грустно.
Груша – это объеденье,
А особенно в варенье.
(И. Горюнова)
О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.
Возделывать грушу стали давно. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.
Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.
Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров. Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.
Замечательная груша,
Очень сладкая, как мед.
Так и просится в ладошку,
А потом скорее в рот.
(Н. Мигунова)
Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.
Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.
ЗАГАДКА
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.
(Груши)


АЙВА

Родиной айвы считают Закавказье и Среднюю Азию, именно в этих районах она сейчас встречается в диком виде. Выращивать айву стали с незапамятных времен, более 4000 лет назад. Латинское название айвы – Cytfonia, предположительно произошло от города Кидон (Cydon) на острове Крит, ее широко культивировали уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Древние греки с почтением относились к айве, для них она была символом красоты и плодородия. Айвой было принято угощать новобрачных. По одной из версий, причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой стало не яблоко, а айва.
В настоящее время известно около 400 сортов айвы. Они отличаются друг от друга строением цветков, формой плодов. Правда, различия между ними не столь существенны, как, например, между сортами яблок.
Плоды у айвы желтого цвета с разными оттенками, иногда с легким румянцем, очень плотные, жесткие и хрустящие. Если на айве есть зеленоватые места, значит, она еще не совсем созрела. Мякоть у этого фрукта чуть вязкая, терпкая и довольно ароматная – в запахе есть что-то от яблока, еще присутствует хвойный оттенок. Употреблять в пищу нужно только спелую айву, желательно еще дать ей возможность вылежаться. Чем дольше она лежит, тем вкуснее, ароматнее и мягче становится, исчезает вяжущий вкус.
Айва – очень полезный фрукт. В ней содержится калий, магний, кальций, витамин С, яблочная и лимонная кислоты. Мякоть айвы богата пектином.
Айва – фрукт универсальный. Ее едят в сыром виде, из нее получаются вкусные компоты, джемы, варенья, цукаты, ее можно добавлять в кашу, салат, овощной суп. Айвовая горчица – приправа, ее готовят из айвы и горчицы с добавлением имбиря и кориандра. Айвовым сыром называют сгущенный айвовый сок с мякотью.
Айву выращивают во многих странах мира – в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Восточной и Средней Азии. Выведены также холодостойкие сорта, которые успешно возделываются в Поволжье.
Еще одна разновидность айвы – айва японская, или хеномелес. Цветы и плоды этого растения похожи на айву. В Европу хеномелес завезли из Японии в конце XVII века. Постепенно он завоевал популярность среди садоводов – у него очень красивые декоративные цветы. Плоды японской айвы также съедобны, но они более кислые.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх