План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект "Знакомство с соленым тестом". План-конспект урока по технологии на тему: План-конспект урока по технологии « Работа с соленым тестом

Конспект занятия по лепке из соленого теста. Тема: «Нерпенок на льдине».

Программное содержание.
1. Учить детей создавать образ животного.
2. Закреплять умение работать с солёным тестом, закрепить приемы раскатывания, оттягивания, сплющивания, тщательно сглаживать поверхность.
3. Развивать образное восприятие и представление, воображение, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать самостоятельность, творчество, аккуратность в работе, умение доводить начатое до конца.

Материалы : иллюстрации с нерпами на льдине, игрушка – нерпенок, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, горошинки черного перца для глаз, щетинки от зубной щетки.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, дидактические игры, рисование.

Ход занятия:

Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Как приятно держаться за руки. Улыбнитесь друг другу. На прошлом занятии мы говорили об обитателях Ладожского озера и озера Байкал.
Сколько много слов посвящено этим замечательным озерам.
Люблю свой край,
Карелию родную
Люблю ее природу красоту
И Ладогу с глубокою водою…
А эти строки посвящены Байкалу.
Люблю свой край,
Люблю его природу,
Седой Байкал
С прозрачною водой…

Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпа)
- Посмотрите, у нее слезы на глазах. Что же случилось?

Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Ладоги и Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.
-Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот таких нерпят, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой работы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпенка:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.
(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из теста, которое осталось, сделаем 2 ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки (2маленьких шарика), глазки (2горошинки) и усики (щетинки).
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Давайте повторим этапы работы.

Пальчиковая гимнастика:
Мы с тобой снежок слепили (круговые движения по левой ладони)
По дорожке прокатили.
Круглый, крепкий и холодный (движение ладонями вверх, вниз)
Из снежинок плотный, плотный.
Пальцами его помяли (вертят с помощью пальцев)
И ладошку поменяли.
Он в руках вращается (по другой ладони)
Нам он очень нравиться.
А теперь играем в прятки (в кулачке прячем)
Где снежок?
Найди дружок (открываем).
- Самостоятельная работа детей.

Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть.

Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)

- А теперь, возьмите своих нерпенят в ладони легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания.
- Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты, а
посмотрите на маму нерпу, слезы у нее исчезли и она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток
- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
Однажды в сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области Предмет: технология Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Практическая работа.

IV. Физминутка для рук и глаз.

V. Рефлексия, закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.


3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI. Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.

Занятие в кружке "Соленое тесто"

Клочкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Соленое тесто».
Тема занятия: «Приди, весна красная»
Цель занятия: знакомство с обрядом встречи весны через изготовление птицы-жаворонка из соленого теста.
Задачи:
формировать и развивать умения детей лепить из соленого теста;
развивать творческие способности, моторику мелких мышц рук, словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям предков, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: стек, кисти, баночка для воды, краски, фольга, шаблоны, дощечки, образец объекта труда, выставка работ из соленого теста, выпечка, компьютер, экран, медиапроектор.
Ход занятия.
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие называется оно "Приди, весна красная!" А почему оно необычное? Посмотрите в окно, вспомните какое время года наступило? Весна! Мы всегда ждем ее с нетерпением. Но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Мы постараемся сегодня на занятие слепить сказочную птицу, для того чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, чтобы совершить обряд закликания весны.

3. Новая тема.
а) Вступительное слово учителя.
Приди, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
На нашем столе недаром лежат пироги, блины, а еще с ними же лежат поделки.

Как вы думаете, что их объединяет? (мука, тесто) Правильно.
В честь Весны из года в год устраивались праздники, торжественные встречи, которые сохранились и в наши дни. В масленичную неделю пекут блины - олицетворение солнышка, ими встречают весну, провожают зиму.
9 марта с давних времен считается днем прилета птиц - жаворонков. Раньше в этот день детишки в деревне собирались гурьбой, приносили с собой птиц - куличков, испеченных из теста, привязывали их к высоким палкам и, размахивая ими, кликали, звали Весну.

б) Практическая часть.
Для того чтобы совершить обряд закликания весны нужно слепить птичку-жаворонка (показ образца).

Перед детьми лежат дощечки с раскатанным тестом, шаблоны, стек, баночка с водой, кисточки, краски.
Инструктаж детей учителем по лепке птицы.
Ребята, сейчас мы с вами будем лепить птичку. У вас на партах тесто. Одна часть теста раскатана, по шаблону при помощи стека из него вырежете детали птицы - хвост и крылья. После чего переместим его на фольгу. Возьмите вторую часть тесто в руки. Помнем его. Ощутим его теплоту, нежность, пластичность. Из второй части теста мы сделаем остальные части птицы - голову, туловище и другие мелкие детали. Все детали между собой мы склеим при помощи воды и кисточки. И оставим сохнуть.
Инструкция по технике безопасности.
1.Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
2.Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
3.Голову слегка наклонить вперед.
4.Нельзя опираться грудью на стол.
5.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
6.При работе не следует ставить локти на стол.
7.Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
8.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
9.При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.
10. Надевайте спецодежду.
11. Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь.
Во время лепки мы будем слушать музыку П.И. Чайковского "Песня жаворонка", в ней он передал необыкновенную трель этой удивительной птички.
Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка П.И. Чайковского "Песня жаворонка"
Текущий инструктаж учителя и помощь учащимся.
Дополнительная информация для детей.
И поделки из соленого теста, ребята, очень древняя традиция. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. Но, конечно, изделия приготовленные из обычного теста долго не могли храниться, поэтому и придумали соленое тесто. Из этого теста они хранятся долго и служат украшением домашнего быта.

в) Анализ работ учащихся.
- Сейчас я всех попрошу выйти со своими птицами ко мне. Наконец дело дошло до нашего обряда о котором мы говорили в самом начале урока. Давайте вытянем свои ручки с птичками к солнышку и проговорим закличку.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Мне хотелось бы сказать и об особенностях встречи весны наших предков - мордвы. Особую группу мордовских обрядовых песен составляют произведения весенне-летнего цикла: песни, посвященные призыву весны, масленичные, великопостные, Вербного воскресенья, а также песни, посвященные проводам весны.
У мордовского народа этот цикл начинается 1 марта и продолжается до Петрова дня. Выпекались пироги в виде ласточек, в некоторых районах в виде жаворонков.
В момент обрядового моления их поднимали на крыши домов, сараев и заклинали приход весны пением веснянок. По утверждению мордовского ученого М.Е. Евсевьева, большая часть этих песен-веснянок пелось по вечерам молодежью, главным образом девушками.
Таким образом дети своими песнями веселили всю деревню, после чего съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым будет лён. Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу, сладости. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета – достаток, пуговица – счастье, сладкое - удачный год, зерно - светлая голова. Давайте и мы с вами испытаем свою судьбу на этот год. Откусите испеченного жаворонка и посмотрите, кому что досталось.
4. Рефлексия.
Какие красивые работы из соленого теста у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались.
- Ребята, вам понравилось работать с соленым тестом?
- Что вы узнали сегодня нового из нашего занятия?
Мне очень понравилось наше занятие. Вы все очень дружно и организованно сегодня работали. Мы успели, и попеть, и полепить, и ознакомились обрядом зазывания весны. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда на занятиях были такие дружные и все успевали.

Из опыта работы. ДОУ

Кораблева О.Л.

Творческие задания на занятиях по лепке

Барельефы и горельефы

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие

для детей и взрослых

Использование занятий по лепке из соленого теста и

включение элементов из соленого теста в детские творческие работы, выполненные в смешанной технике

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. С удовольствием лепят из соленого теста малыши, дети старшего возраста и их мамы и бабушки. Занятие приносит неповторимые тактильные ощущения от такого доброго и душевного пластического материала как тесто, и кроме того дает приятные ощущения простоты и легкости созидания, создание своих собственных маленьких «творений», превращая процесс лепки в настоящий творческий процесс. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение, что позволяет найти еще один подход к работе с детьми, перевозбужденными и активными, а с другой стороны – активизирует детей менее активных, включая в работу мускульный аппарат и развивая общую моторику. Лепка, как один из видов изобразительной деятельности, является превосходным тренингом для выработки двигательной активности, чувствительности и гибкости пальцев. Если занятие по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Известно, что правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому можно сказать, что успех развития наших детей во многом «лежит ни кончиках их пальцев». И лепка, в том числе и лепка из соленого теста, является одним из видов творческой деятельности, разносторонне развивающей детей младшего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возрастов.

На наших занятиях кроме различных видов традиционной лепки из пластилина, а также живописной лепки и объемной композиционной лепки на плоскости, мы используем барельефную, горельефную и фигурную лепку из соленого теста. Соленое тесто имеет некоторое преимущество перед глиной: мука, соль, вода – это самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин, к тому же дает возможность широкопланового экспериментирования, как с самим пластичным материалом (его можно тянуть, расплющивать, скатывать, раскатывать в лепешку скалкой, присбаривать, скручивать, резать ножом и кондитерскими формочками продавливать через ситечко или чеснокодавку, протыкать, сушить, запекать), так и с выбором инструментов, приспособлений для лепки и предметов для создания рельефа на поверхности деталей (скалочка, ситечко, чесноковыжималка, кисточка, формочки для вырезания теста, стеки, зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, портновское колесико, насадки для кондитерского шприца, одноразовые вилки и зубчатые ножички, формочки для лепки из песка и т.д.). Соленое тесто – уникальный материал. Его можно сочетать с природными и декоративными материалами: шишками, камушками, ракушками, песком, засушенными растениями и семенами, кусочками кружев и лоскутками, кусочками кожи, бусинками и пуговицами. Поделки можно после сушки раскрашивать гуашевыми и акварельными красками или оставлять не раскрашенными, сохраняя золотистый цвет хлеба (после запекания) или молочный (после сушки на воздухе), - в этом тоже есть своя оригинальность.

Существуют некоторые несложные технологические правила работы с данным материалом, которые нужно выполнять, чтобы добиться наилучшего результата труда в условиях изостудии.

Рабочее место. Влажность и температура в помещении имеют некоторое значение, так как при высокой влажности и температуре изделия во время лепки будут расплываться на рабочем столе и терять свою первоначальную форму. Поэтому в помещении должно быть прохладно и руки тоже должны быть прохладными – можно вымыть их перед началом работы холодной водой, одновременно используя данную процедуру как закаливающий элемент. Оптимальная температура в помещении не должна превышать 20 градусов. Поверхность стола, на котором вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной. Для детей в качестве рабочей поверхности используются пластиковые доски. Лишних предметов на рабочем пространстве стола быть не должно – необходимые в ходе творческой работы инструменты и материалы лучше выдавать индивидуально по мере необходимости. Поэтому приспособления, инструменты и дополнительные материалы лучше расположить на отдельном столике. Если работа не большая материалов и будет использовано не много, то размещения можно воспользоваться одноразовыми секционными пластиковыми тарелками или секторными контейнерами. Последний вариант удобен тем, что в ходе работы ребенок самостоятельно принимает решение об использовании различных материалов, создавая свой художественный образ.

Замешивание соленого теста. Осуществляется преподавателем, воспитателем перед занятием или накануне, в последнем случае тесто помещается в полиэтиленовый пакет и в холодильник, что способствует повышению качества массы для лепки. На кружковых занятиях в подготовительной к школе группе можно предложить детям замесить тесто самостоятельно. Тогда для замешивания теста в индивидуальном порядке детям понадобятся: фартуки, неглубокие эмалированные или металлические чашки, миски, стаканы (емкости) для измерения сыпучих продуктов и измерения объема жидкости, ложка или палочка для перемешивания.

Приготовление соленого теста. Классический рецепт соленого теста: 1 стакан соли (200 г), 2 стакана муки (200 г), 3\4 стакана воды (125 мл). Смешать соль с мукой, развести смесь водой, вливая ее в углубление. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, чтобы к рукам не прилипало. Хорошо вымесить до эластичности.

Лучше использовать белую пшеничную муку высшего сорта с высокой клейковиной. Помимо пшеничной можно использовать ржаную или смешанную в соотношении 1:1 пшеничную и ржаную. Ржаная мука придает тесту коричневый оттенок, отдаленно напоминающий цвет глины, что можно использовать в неокрашенных изделиях. Тесто из одной ржаной муки менее эластично, чем тесто из пшеничной муки, поэтому используют добавки: картофельный крахмал (1 столовая ложка), обойный клей (1-2 чайные ложки), клей ПВА, растительное масло (в небольших количествах). Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое не плесневеет. Для того чтобы изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую – «Экстра». Вода должна быть чистой. Если замесить тесто на предварительно охлажденной воде, то оно будет более эластичным. Тесто можно сделать цветным на стадии замешивания или вымешивания, добавив порошковые пищевые красители или какао – порошок и кофе для получения коричневых тонов. Цветное тесто при высыхании немного светлеет, поэтому окрашивание производят из расчета один пакет красителя на 100-150 г теста, красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому их можно использовать для окрашивания 200-300 г теста. Можно приготовить цветное тесто, добавив при замешивании гуашевые краски, только необходимо учесть, что в дальнейшем такое цветное тесто будет окрашивать руки.

Необходимо учесть, что дети в процессе работы с тестом старательно его разминают и играют с материалом, отчего тесто быстро становится мягким и липким, поэтому замесить его следует покруче. Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, или в ходе работы обмакивать пальцы в муку.

Хранение теста. Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Цветное тесто храниться отдельно друг от друга. Желательно не хранить тесто более 2-3 дней, так как при длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок, в готовом изделии могут выступать нежелательные пятна.

Лепка. В зависимости от поставленной задачи лепка из соленого теста может быть поэлементной или фигурный. Отдельные элементы, вылепленные в основном на базовой форме шара (палочки, ленточки, куличики, лепешки), объединяются в простые формы (цветочек, листья, снеговик, солнышко и т.п.), из которых составляется композиция. Если выполняется много отдельных элементов, работа не закончена или необходимо прерваться, то готовые элементы и тесто накрывают полиэтиленом, чтобы тесто не покрылось корочкой и не потрескалось при нанесении рисунка. Общий кусок теста тоже хранят в полиэтилене. При фигурной лепке необходимо учитывать размеры будущих фигурок: он не должен превышать 5 см. Фигурки большего размера при сушке могут растрескаться, кроме того внутри больших фигурок возможно образование полостей, что тоже может привести к глубоким трещинам.

Скрепление деталей. Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, понадобиться зубочистки и кисточка с водой. Для соединения маленьких деталей (глазки, пуговички и др.) достаточно аккуратно смочить места соприкосновения зубочисткой, так как кисточка может оказаться слишком мокрой. Более крупные детали соединяют аналогично, но уже при помощи мокрой кисточки. Большие детали, например, комочки для снеговичка скрепляются при помощи зубочисток, которые служат стержнем-основанием для нанизывания шариков-комочков, смоченных в местах соприкосновения. Нужно избегать попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка. Сушить изделие из соленого теста можно естественным образом и в духовке. Естественная сушка осуществляется в теплом месте на воздухе. У данного вида сушки есть недостатки: на изделии могут появляться трещинки, потому что внутри оно просыхает медленнее, чем на поверхности. Причиной трещин может оказаться сквозняк. Повышенная влажность в помещении так же мешает сушке. Летом можно выставить изделие на солнце. Большая толщина изделия при естественной сушке может привести к тому, что изделие внутри закиснет, прежде чем просохнет. Сушка в газовой духовке требует внимательного контроля. Чтобы изделия не пригорели, под противень нужно поставить емкость с водой. Ставят противень в хорошо разогретую духовку и ждут момента подрумянивания, чтобы форма зафиксировалась и не деформировалась, после чего пламя убавляют иначе возможно вздувание или растрескивание изделий с обратной стороны. Изделия, окрашенные пищевыми красителями сушат при температуре не более 125 градусов, иначе возможно изменение первоначального цвета. Полностью просушенное изделие легко снимается с противня. Чтобы убедиться, что изделие внутри не сырое – постучите пальцем. Если звук звонкий, то оно просушено, если приглушенный – не досушено. При сушке можно приоткрывать дверцу духовки, что не повредит изделию, но поможет регулировать температуру внутри. Сушка в электрической духовке начинается при низкой температуре с постепенным ее увеличением. Чтобы подобная сушка не была очень длительной и энергоемкой, можно просушить изделие в течение 2-3 дней естественным образом, а затем досушить в электроплите. Для этого противень сначала ставят на 1-2 часа при температуре 50 градусов, затем поднимают температуру до 75 и держат еще 2-3 часа. После этого печь отключают и оставляют изделие на ночь. Если после этого обратная сторона изделий не просохла, то их переворачивают и сушат до готовности.

Подрумянивание. Используя подрумянивание можно одноцветной композиции придать многоплановость, а монохромные композиции коричневых тонов из теста окрашенного при помощи какао, кофе или выполненных из ржаной муки – дополнить шоколадными оттенками. Подрумянивание производят при температуре 180-200 градусов, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. Если противень стоит вверху духовки, то первыми потемнеют самые выступающие вверх части изделий, а если противень стоит внизу – подрумяняться самые тонкие части работ. Кроме того, по-разному подрумянивания отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.

В микроволновой печи изделие из соленого теста сушить не следует.

Склейка . Если в результате сушки или транспортировки готовых изделий отломился кусочек, то его приклеивают при помощи клея ПВА или универсального клея «Момент». Желательно после склеивания оставить изделие на сутки. При изготовлении композиции из готовых элементов на холсте, картоне, оргалите их также приклеивают на фон при помощи данных видов клея.

Хранение изделий . Хранить изделия из соленого теста следует в сухом помещении: влага может непоправимо их испортить.

Примеры занятий по лепке из соленого теста

в разных возрастных группах

Тема и задачи занятия

Рисунок

Младшая группа

«Колобок» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Рисование на гафрокартоне: «Дорожка для колобка».

Занятие 2 . Знакомство с особенностями материала на доступном уровне. Игра с материалом: сминание, сплющивание, сдавливание, прищипывание, растягивание, скатывание. Лепка простейшей формы.

«Яблочко» (фигурная лепка). Показать детям разнообразие пластических материалов (возможности пластилина и теста): пластичность, вязкость, вес, цельность массы. На основе простейших форм учиться передавать выразительные образы (вкусное яблочко).

Средняя группа

«Зайка в белой шубке» (фигурная лепка). Провести сравнительный анализ материалов для лепки: пластилин и тесто, определить их сходства и различия. Показать приемы скрепления деталей из теста и приемы нанесения рельефного рисунка.

«Натюрморт» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Лепка. На основе простых форм учиться самостоятельно передавать знакомые образы: яблочко, груша, слива, апельсин. Создавать композицию, продуманную по размеру, форме и цвету.

Занятие 2. Раскрашивание барельефа гуашью, декорирование тесьмой, кружевом.

Старшая группа

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф).

Отработка приемов лепки элементов из теста. Передача движения. Знакомство со способами соединения деталей и креплением на фоне-картоне. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

«Елочка, елочка, нарядная иголочка» (фигурная лепка). Макетирование образа конструктивным способом на каркасе из конусообразных форм с выполнением «бахромы» при помощи стеки-ножика. Самостоятельное декорирование снежного сугроба рельефным рисунком, ветвей ели блестками, пайетками, бисером.

«Мартовские кошечки» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1. Отработка приемов лепки из теста: придание шарообразному комочку формы, напоминающей сидящую кошечку (получение формы типа «матрешка», вытягивание из общего куска «ушек», «хвостика», прищипывание «ушек»); выполнение лапок рельефным процарапыванием. Самостоятельное составление и склейка композиционных элементов на фоне-картоне, декорирование мелкими элементами из теста.

Занятие 2.Роспись композиционных элементов, декорирование дополнительными материалами.

«Гвоздика » (горельеф).

Коллективное панно.

Занятие 1 . Выполнение фона для коллективной работы «С праздником Победы!» (гуашь).

Занятие 2 . Закрепление приема нарезания «бахромы» на полоски теста, выполнение зубчиков встречным движением; сборка соцветия; самостоятельное выполнение стебля и листьев гвоздики. Сборка праздничной композиции.

Подготовительная к школе группа.

«Русская красавица» (барельеф в смешанной технике). Два занятия.

Мекетирование образа девушки конструктивным образом на каркасе-палочке. Экспериментирование с различными материалами: тестом, тканью, кружевом, тесмой, картоном, проволокой. Декорирование дополнительными материалами по замыслу: крупами, пайетками, бисером, бусинами, пуговицами и природными материалами.

«Куколка» (фигурная лепка).

Фантазийная работа из белого соленого теста и окрашенного какао-порошком, кофе. Знакомство с поэлементной фигурной лепкой, способами скрепления деталей при помощи мокрой кисточки и фрагментов зубочисток, со способом изготовления волос при помощи чеснокодавки. Декорирование одежды куклы рельефным рисунком, оттисками.

Занятие по тестопластике в старшей возрастной группе.

Картина на стену:

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф)

Задачи

Учить детей создавать выразительные образы соленого теста и передавать движения. Отрабатывать приемы лепки элементов из теста. Познакомить со способами соединения деталей картины. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

Материалы, инструменты, оборудование

Соленое тесто, пластиковые доски, лоток с мукой (для подсушивания кончиков пальцев), стаканчик с водой (для склейки элементов), кисть, зубочистки, клей ПВА, композиционный фон-картон, шнур или сутаж для крепежа; для выполнения декоративных резных и контррельефных оттисков – стека, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца, одноразовая вилка и зубчатый ножичек.

Педагог читает или напевает стихотворение Г. Лагдынь, предлагает представить и показать, как пляшет зайка:

Зайка, зайка, попляши!

Посмеши нас, посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Затем педагог раздает материал для лепки, чтобы изготовить друзей – зайчат, пляшущих на заснеженной полянке. Предлагает детям самостоятельно определить порядок работы: что нужно слепить сначала, что потом? (Сначала лепим снежные сугробы, потом зайчат.)

Правильно. А начать нужно с подготовки фона для картины: закрепить тесьму, завязав на узелок или крепкий бантик. Если мы это сделаем в конце работы, то повредим изображение.

Вылепленные элементы мы сразу будем переносить на композиционный фон картины, фиксируя крупные элементы клеем ПВА, а маленькие элементы будем соединять между собой при помощи мокрой кисточки.

Сугробы выполним в виде барельефа, чтобы придать объем нашей картине. На готовых «сугробах» разместим объемные фигурки пляшущих зайчат (горельеф). Собирать и склеивать «зайчат» будем сразу на фоне-картоне, чтобы избежать повреждений при переносе фигурок с места на место.

Для декорирования готовой композиции можно использовать вырезанные стекой из тонкого пласта теста звездочки-снежинки. Сугробы украсить контррельефным рисунком, оттисками.

Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного зайчика или рисунок и определить форму будущих элементов лепки (овоиды, шар), их размер, количество.

Дети начинают лепить элементы композиции и размещать их на фоне-картоне: задний план сугробов, передний план, зайчики (туловище-овоид, голова-шар или овоид, ушки, лапки). Заканчивают работу декорированием по замыслу.

После занятия

Дети рассматривают готовые композиции, рассказывают о характерах своих героев, их настроение.

После сушки, сделанные работы используются для декорирования кукольных уголков или природных уголков.

Можно провести общую выставку объемных картин из соленого теста и организовать игру «Экскурсовод».

Из истории тестопластики

На Русском Севере в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигур людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

«Солнце» и «соль» - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища некрасна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай – встречать дорогого гостя хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Гостеприимных людей в народе издавна называли хлебосолами.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди покланялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений. Даже выпекание знаменитого каравая было почетной и ответственной обязанностью, выпекать священный каравай мог не каждый. Торжественный обряд длился несколько дней при участии придворных «каравачатов». Существовали обрядовые жернова для приготовления муки. Складывали песни с просьбами о помощи в замешивании теста, в которых люди просили, сойти бога с небес и принять участие в приготовлении каравая. Особую значимость имели свадебные караваи, с которыми до сих пор встречают новобрачных на пороге дома… Интересно, что в украинском фольклоре бог также олицетворяется в каравае, который называли дивень, дивный каравай. В Белоруссии каравай сравнивался со светилами – солнцем и луной. По поверью каравай, прежде чем вернулся на землю, побывал на небосклоне, где встречался с зарей и видел звезды. В старину каравай обязательно украшали вылепленными символическими фигурками животных и птиц.

У славян в древности год начинался в марте. Зазывая весну выпекали фигурки жаворонков, с которыми дети залезали на крыши сараев и деревья, чтобы весна их «увидела». А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях, водили хороводы, разжигали костры. Заканчивался праздник сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

В день мартовского солнцестояния отмечали еще один праздник, связанный с хлебом, - Масленицу. Пекли блины и угощали всех, ходили в гости, устраивали гуляния.

В России во многих областях сохранилась традиция выпекать фигурки из теста «козули» (в Архангельской губернии) и «коровки» (в Сибири и в Центральных областях России), которые раньше символизировали увеличение поголовья скота и урожайный год. Выпекали их на древний ритуальный праздник «коледа». Овечки и коровки из теста означали для крестьянина целое стадо, голубь – богатый урожай.

В других странах также существуют праздники, связанные с тестом. Во Франции 2 февраля отмечается Сретение Господне. В этот день пекут блины и даже устраивают своеобразные соревнования, кто выше подбросит блин со сковородки. Также во Франции есть праздник, традиция которого зародилась еще в 4 веке. Он посвящен приходу волхвов. В этот день пекут «пирог королей», в который закладывают боб. Пирог разрезают на количество гостей, и тот кому повезет его найти, может целый год рассчитывать на удачу и счастье.

Очень давно придумали выпекать необычные фигурные хлеба. Просто виртуозами по выпечке таких хлебов были в свое время итальянские мастера.

А в нашей стране очень полюбились фигурные пряники, которые дарили ко дню рождения, преподносили невесте на свадьбе, дарили в знак уважения и в качестве благодарности. Печатные пряники изготавливали при помощи печатных деревянных форм: плоских досок с контррельефным узором. Чуть позже (в 18 веке) появились пряники с жанровыми сценами, а украшать их стали подкрашенным сахаром, глазурью и даже специальной позолотой. Из сахарного сиропа плели «чудо-кружева». Архангельские пряники выпекали не только в виде фигурок птиц, зверей, но даже в виде фантастических животных и Деда Мороза, снегурочки. Знаменитые тульские пряники прославились на всю Россию и далеко за рубежом.

Многие исконно русские традиции сохраняются или вновь возвращаются. И замечательно, что многие из них связаны с хлебами-пирогами, пряниками и блинами. И самым известным сказочным «долгожителем» из нашего детства и детства наших бабушек и дедушек является Колобок!

    Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. Раздел 6. Тестопластика. – М.: изд.дом «Карапуз», 2009.

    Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – Пресс книга. – (Золотая библиотека увлечений), 2008.

    Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н\Д: изд.дом «Владис»; - М.: изд.дом «РИППЛ Классик», 2007.

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна

Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области

Предмет: технология

Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

III . Практическая работа.

IV . Физминутка для рук и глаз.

V . Рефлексия, закрепление нового материала.

VI . Подведение итогов урока.

Ход урока.

I . Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.

3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V .Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI . Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх