Значение осетинских пирогов в кулинарных традициях осетинского народа. История возникновения осетинского пирога

Сегодня мы подаем на стол осетинские пироги - у нас будет 5 рецептов с фото. Как приготовить осетинские пироги? - спросите вы? Не так уж и сложно. Пресное дрожжевое тесто, много начинки и, конечно, любовь к тем, кого угощаешь. Вот и весь секрет!

Современный мир отличается тем, что культуры разных этносов проникают друг в друга, создавая замечательный взаимообмен ценностей. Это касается и кулинарии - и делиться жемчужинами своей национальной кухни.

Осетинские пироги с мясом

Осетинские пироги с мясом носят название «фыджын». Их должно быть на столе нечетное количество. Тогда они символизируют счастье, изобилие и благополучие в доме.


Ингредиенты:

  • 200 воды;
  • соли + сахарного песка - по 1 ч.л.,
  • дрожжей - 4 г (сухих);
  • белая мука - 320-350 г;
  • полторы ложки постного масла;
  • смолотое говяжье мясо - 600 г;
  • крупная луковица;
  • пара зубчиков чеснока;
  • пучок кинзы;
  • для сочности - 60 мл воды;
  • сливочное масло - кусочек размером с грецкий орех.

Приготовление:

  1. В посуду вливаем стакан чуть теплой воды (не более 30º), солим, сыплем сахар, туда же отправляем дрожжи и немного муки.


Не перегревайте воду! Это способно убить дрожжи и тесто не взойдет.

  1. Постоянно мешая, добавляем остальную муку, постное масло и постепенно превращаем всю смесь в легкое, не липнущее к рукам тесто. Даем ему постоять в течение часа. За это время обомнем его 1 раз.


  1. А пока займемся начинкой. Соединяем в отдельной миске фарш, покрошенную луковицу, рубленую зелень и давленый чеснок. Приправляем, вливаем немного воды, чтобы мясо было сочным.


Можно брать любое мясо, в зависимости от того, насколько калорийным вы хотите сделать блюдо.

  1. Итак, час прошел, берем наш колобок теста (он поднялся, стал пышным), делим его пополам и из одной части раскатываем тонкий пласт (3 мм) по размеру формы.


  1. Выкладываем аккуратно на поверхность всю начинку.


  1. Так же точно катаем второй пласт, накрываем и старательно защипываем края. Делаем в середине теста крестообразный надрез, чтобы пирог не вздулся.


Выпекаем в духовке приблизительно полчасика. Горячую пирог смазываем кусочком сливочного масла. И наслаждаемся сытным, вкусным блюдом с изумительным ароматом.

Осетинский пирог с творогом и зеленью - рецепт и фото

Очень вкусным получается осетинский пирог с творогом и зеленью. Он нежный и ароматный, а что еще нужно для ужина с друзьями.


Ингредиенты:

  • мука высшего сорта - полтора с верхом стак.;
  • молоко (чуть теплое) - 150 г;
  • любое растительное масло - 10 мл;
  • пекарские дрожжи (сухие) - около 2 ч.л.;
  • по ч.л. сахара и соли;
  • творог - 280 г;
  • 70 г зелени;
  • ложка сливочного масла для смазывания.

Приготовление:

  1. Дважды просеянную муку всыпаем в миску и прибавляем остальные сухие компоненты - дрожжи и соль с сахаром.


  1. Понемногу подмешивая теплое молоко, руками замешиваем некрутое тесто.


  1. Когда комочек теста уже получился, доливаем постное масло. Снова вымешиваем.


  1. Теперь месить нашу основу намного легче, она не так липнет. Выкладываем ее на посыпанный мукой стол и руками придаем тесту форму колобка.


  1. Накрываем наш хорошенький колобок влажным полотенцем и даем ему расстояться в течение 50-60 мин.
  2. А сами займемся начинкой. Если творог однородный, кладите его в миску сразу, если крупинками - пропустите через комбайн или блендер. Режем зелень: любую, какую вы любите. Соединяем зелень с творогом


Примните зелень в миске руками, перетрите слегка. Так она будет более сочной.

  1. Добавляем в массу специи и руками формируем еще один колобок. Внимание! Размеры двух шариков - теста и начинки - должны быть примерно одинаковыми.


  1. Дожидаемся, пока тесто поднимется, и начинаем собирать наш пирог.

Осетинские женщины при готовке пирогов не пользуются скалкой. Только руки, окунутые в муку.

  1. На доске руками формируем основу до диаметра около 20 см, в центр выкладываем колобок из творога и зелени и собираем тесто вокруг него в узелок (мешочек).


  1. Приминая, растягиваем пирог по размеру противня.


  1. Надсекаем в середине крест-накрест и отправляем печься в жаркую духовку (t 250º) на 25 мин.


Как только готово - верхнюю корочку горячей мажем сливочным маслом.

Осетинские пироги с ботвой свеклы - рецепт

Цахараджын - так называются на Кавказе осетинские пироги с ботвой свеклы. Рецепт мы выберем на натуральных дрожжах.


Ингредиенты:

  • теплая вода - 70 мл;
  • молоко - 70 мл;
  • 2 с верхом ст.л. сметаны;
  • свежие дрожжи - 10 г;
  • 30 мл подсолнечного масла;
  • пучок свекольной ботвы;
  • любой рассольный сыр - 200 г.

Рассольный сыр (брынзу, фету, сулугуни, адыгейский) вымочить в молоке в течение 30 мин., чтобы отдал лишнюю соль. Натереть на терке, смешать с зеленью и слепить в шарик.

Приготовление:

  1. Для начинки сыр натираем, ботву мелко крошим. Лепим бело-зеленый шарик.

По желанию можно в начинку взять еще зеленый лук, петрушку и укроп. Тогда количество ботвы наполовину уменьшаем.

  1. Кладем швом вниз, надрезаем, чтобы вышел пар, и выпекаем до золотистого цвета. Щедро мажем сливочным маслом.

Рецепт осетинского пирога со шпинатом и сыром

Осваивая такие блюда, хозяйки экспериментируют с начинкой. Так родился рецепт осетинского пирога со шпинатом и сыром.


Ингредиенты:

  • теплая вода - 70 мл;
  • просеянная мука - 2 без горки чашки;
  • молоко - 70 мл;
  • 2 с верхом ст.л. сметаны;
  • свежие дрожжи - 10 г;
  • сахарный песок + соль - 1/3 ч.л. каждого;
  • 30 мл подсолнечного масла;
  • свежий шпинат (500 гр) и пучок зеленого лука;
  • любой рассольный сыр - 200 г.

Приготовление:

  1. Сахар и дрожжи распускаем в теплой воде, ждем появления пены, добавляем молоко, сметану и смешиваем.
  2. В просеянной муке делаем выемку, всыпаем соль и вливаем дрожжевую смесь. Руками делаем мягкое тесто, слегка липнущее к рукам. Льем постное масло и формируем колобок. Оставляем на час для подъема.
  3. Для начинки натираем сыр. Шпинат нарежем и потушим до мягкости на сковороде с растительным маслом. Лепим шар.

Если положить шпинат свежим - пирог будет «мокрым».

  1. Подошедшую основу распластываем на столе, кладем начинку, собираем тесто вокруг нее в мешочек, приминаем, распластываем до размера формы.

Кладем швом вниз, надрезаем, чтобы пар мог выходить, и выпекаем до золотистого цвета. Щедро мажем сливочным маслом.

Рецепт осетинских пирогов с сыром и зеленью на сковороде

И напоследок очень простой рецепт осетинских пирогов с сыром и зеленью на сковороде.


Ингредиенты:

  • 320 г муки;
  • неполная чашка молока;
  • 1 ст.л. постного масла;
  • 15 г пекарских дрожжей (сухих);
  • сахар - около 1 ч.л.;
  • соль - щепоть;
  • ассорти зелени - 100 г;
  • сырое яйцо;
  • сыр любой - 150 г.

Приготовление:

  1. Соединяем сухие продукты (дрожжи, сахар, соль), вливаем теплое молоко и постное масло, замешиваем нежное тесто. Даем подняться 40 мин. и еще раз хорошо вымешиваем руками.
  2. Зелень и сыр крошим, вбиваем яйцо. Начинка готова.

Если у вас сыр не рассольный, а твердый, прибавьте для вязкости начинки чуть-чуть сметаны.

  1. Делим тесто на части 2:3. Бóльшую раскатываем в пласт, выкладываем начинку, накрываем вторым пластом (он будет немного тоньше), плотно соединяем краешки.

Жарим пирог на сковороде с раскаленным маслом швом вниз. Когда переворачиваем на другой бок, то накрываем крышкой минут на 10.

И в заключении предлагаю посмотреть видео рецепт приготовления осетинского пирога

Приятного аппетита и до новых рецептов!

Национальные пироги с различными начинками являются гордостью гостеприимной и дружественной Осетии. Традиционные способы приготовления кушаний известны на протяжении более чем тысячи лет. Такие блюда непременно готовятся к праздничному столу: на свадьбу, день рожденья, новоселье. Также их довольно часто пекут просто так, в качестве сытного и вкусного обеда или ужина.

Согласно традициям на стол всегда ставится нечетное количество пирогов. Исключение составляет только поминальная трапеза. Выпечка для светских торжеств имеет круглую форму, а для религиозных праздников – треугольную.

Название пирогов в большинстве случаев определяется составом начинки. Например, «Хабизджын», «Уалибах», «Чири» – это выпечка с сыром. Если в состав фарша включается картофель, то такое блюдо будет называться «Картофджын». Кушанье с листьями свеклы и сыром – это «Цахараджын». А «Фыдджын» – это пирог с говядиной.

Необходимо отметить, что в некоторых районах Осетии состав начинки и вышеуказанные названия могут отличаться.

Процесс приготовления пирогов является достаточно простым, без сложных техник. Однако наличие определенного опыта работы с дрожжевым тестом все же требуется. Как правило, кулинарией занимаются исключительно женщины, для представителей сильного пола работа на кухне считается унизительной. Показателем хорошего качества выпечки является тончайший слой теста и щедрая начинка.

Нужно ли модернизировать осетинскую кухню?

Существует мнение, что расширение ассортимента начинок увеличит число поклонников пирогов. Однако стоит принять во внимание риск потери уникальности и самобытности кушаний.

В приготовлении традиционных пирогов используются те ингредиенты, которые встречаются на Кавказе, – мясо, фасоль, капуста, свекольные листья, сыр и т.д. Конечно, в погоне за прибылью можно испечь лепешки практически с любой начинкой, например, с рыбой. Но можно ли такие кушанья назвать осетинскими?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни ел осетинский пирог. Но что мы знаем о нем, кроме того, что он отличаются превосходным вкусом? Между тем, история осетинского пирога полна интересных фактов.

Пища древних аланов

Осетинский пирог – на первый взгляд блюдо простое, понятное и несложное, но это не так. Это очень древнее блюдо, берущее свое начало в кухне древних кочевников- предков современных осетин - скифов, сарматов и аланов, с которыми связано много символов и обрядов. Эти круглые пироги упоминаются еще в старинном нартском эпосе.
Рацион кочевников был всегда скуден и ограничен - злаки, травы, мясо. Особенно ценились злаковые культуры, сыр и кисломолочные продукты. Кочевникам были неизвестны дрожжи, поэтому древний пирог - это всегда лепешка из пресного бездрожжевого теста, из пшеничной муки, где в качестве начинки используется сычужный сыр с небольшим количеством трав - дикого лука, черемши, свекольной ботвы или мяса.
Пирог был особым блюдом еще и потому, что его нужно было выпекать в печи, нужно было остановиться и приготовить продукты. При кочевом образе жизни это было сопряжено с большими трудностями. Поэтому пироги были связаны с особыми случаями в жизни племени и пеклись нечасто. Так постепенно сложился особый ритуал пира, ставший с принятием аланами христианства, еще и песней Богу- застольной литургией.

Ранний и поздний пирог

Известны две разновидности теста для пирога. Ранняя - бездрожжевая, такое тесто использовали древние кочевники. Со временем кочевникам стали известны дрожжи и рецептура теста изменилась - появилась «поздняя», современная версия рецепта, которая используется при выпечке сейчас.
Ранний пирог - бездрожжевой. Поздний - печется при использовании дрожжей.

Осетинский пирог – это всегда символ. Он имеет две формы: круг и треугольник. Круг- символ земли, бесконечности и высших сил, треугльник - плодородие земли, её сила и стабильность. На праздничном пиру всегда подается три пирога.- по три шутки на блюде, положенными один на другой - так организуется магическое пространство, отражающее три важнейшие категории: Бога (Хуыцау) - верхний пирог, средний- Солнце (Хур) и нижний- Землю (Зах).

На траурной церемонии пироги подаются четными числами.- по 2. Тут отсутствует средний пирог, символизирующий Солнце, так как над усопшим его больше не будет. Два пирога на поминальном столе - символ нарушения гармонии Вселенной, вызванной переходом умершего в иной мир.
Пирог всегда разрезается особым образом. Двумя крестами, образуя 8 треугольников. 3 пирога, 4 разреза- в сумме получается число 7- символ центра Вселенной и её вечной гармонии. Чтобы не нарушить её, к пирогам следует относиться очень бережно и во время разрезания не поворачивать блюдо и не совершать лишних движений.

Три пирога

Пироги тесно связаны с обрядом «Три пирога» - застольной литургией - праздничным пиром, который совершается по большим религиозным, национальным и семейным праздникам. Здесь читаются в определенном порядке молитвы, и подаются пироги с сыром и мясом, а также свекольной ботвой и картофелем. Три пирога, помимо трех стихий - земли, солнца и воды - олицетворяют Божественную Троицу - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого, и сам пир приближается по своей значимости к Тайной Вечере.

Названия и начинки

Осетинские пироги имеют свои названия, в зависимости от начинки. Название состоит из основы и суффикса - джын, который указывает на обладанием чем-либо и на содержание чего-либо. Вот некоторые из них:

Давонджин- пирог с листьями черемши и осетинским сыром.
Кабускаджин - с капустой и сыром.
Картофджин - с картофелем и сыром.
Уалибах (о нем будет речь ниже)- пирог с сыром.
Фыджин - с рубленым мясом (с говядиной).
Кадурджин - с фасолью.
Цахараджин - со свекольной ботвой и сыром.

Тонкости ремесла

Приготовление пирогов - исключительно женское дело. Для мужчин считалось очень унизительно заниматься с тестом. Поэтому пироги пекут женщины. Два основных правила для них: 1 - тишина и 2 - волосы хозяек должны быть убраны под платок.

Это связано с тем, что пирог - ритуальная еда, которая требует к себе уважения. Мука- всегда пшеничная. Тесто - теперь дрожжевое. Лепешка должна быть не слишком толстой. Толстая и пышная лепешка выдает неопытность хозяйки. Начинки должно быть много, но не слишком. Есть правило и для начинок - мясной фыджин подается по праздникам, это блюдо для праздничного стола.

Самый древний из всех - пирог с сычужным сыром уалибах. Он выпекается исключительно и только для молитв. Именно он участвует во всех осетинских важных застольях. Именно он - самый главный Пирог, и про него можно сказать, что он –царь стола. К нему принято относиться с особым трепетом.

Покупая осетинский пирог и угощая им гостей, помните, что осетинский пирог - самый древний на земле вид пирога, первая пища кочевника, которой он благодарил небо, землю, солнце и воду за то, что он жив, здоров и может пасти свои стада и кормить свою семью.

Символы, время и пространство.

Мы живём уже в 21 веке, в такое время, когда бытие человека во многом определяется научно-техническими достижениями современной цивилизации. Может показаться, что сегодня человечество живёт в совершенно ином мире, который существует по исключительным, только ему присущим законам развития. В самом деле, новейшие средства передачи, производства и хранения информации коренным образом изменили нашу жизнь: пространство бытия сжалось, расстояния сократились, изменился городской ландшафт, преобразилась и окружающая природная среда.

Во многом эти изменения коснулись и человека, его мировоззрения, его привычек и интересов, других побудительных мотивов. Однако считать, что эти обстоятельства коренным образом отодвинули духовные искания и потребности человека - заблуждение, либо не желание воспринять очевидное: человеку нельзя терять духовную связь с культурой предшествующих поколений, с традициями и обычаями своих предков. Человек есть, прежде всего, интегрированное выражение позитивного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Только осознанное его использование открывает широкие возможности для духовного роста и совершенствования. У нас, слава богу, ещё есть пока ценности, связывающие нас с великой культурой, подарившей миру духовные богатства, включающие в себя знания о человеке и его месте во вселенной, о его бытии, выраженном через систему символов.

Одним из таких символов являются традиционные в Осетии три пирога. Они настолько традиционны, настолько вросли в нашу культуру, что представить без них не только ритуальное застолье, но и любой праздничный стол невозможно. Что же символизируют три пирога?

Как показывает опыт, это не такой уж простой вопрос, который «берётся» с первой попытки. Он требует вдумчивого исследования, т. к. многие знания утрачены, а те, что остались, мягко говоря, получили искажённую интерпретацию, но не в силу злого умысла, а по причине действия закона времени, когда новые проблемы и события покрывают прошлое густым слоем забвения и непонимания. Вообще прежде не принято было касаться сакрального публично, эта тема была табуирована и обсуждение подобного находилось под запретом - «нæфæтчиаг». Предполагаю, что подобное положение вещей могло стать причиной частичной потери подлинной информации, которая компенсировалась указанием на природные явления и стихии.

Сказанное ниже подтвердит мысль о том, что нужно бережно относиться к знаниям и ценностям, дошедшим сквозь завесу времени и отделённым от нас новым социальным пространством, созданным человечеством за последние несколько веков.

Итак, почему осетины ставят на стол три пирога? Почему пироги имеют круглую или треугольную форму? Заглянув в интернет в универсальном электронном словаре Википедии в статье о трёх пирогах читаем следующее объяснение: «число три означает символически три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля». Знакомому хоть немного с традиционной культурой и религией осетин трудно согласится с подобной формулировкой, потому что в ритуальном молитвословии нет молитв, посвящённых солнцу, воде или земле.

Одна из первых попыток приоткрыть завесу, скрывающую древнюю символику принадлежит Вилену Уарзиати, который считал, что круг можно рассматривать как символ земли, а треугольник как символ плодоносящей силы земли. Верхний пирог, по Уарзиати, символизирует бога, средний солнце, нижний землю. В исследовании вопроса о символике трёх пирогов нам могут оказать существенную помощь сравнительные данные различных наук, в частности этнографии и религиоведения.

Ещё в 19 веке учёные связывали осетинскую культуру с культурой северных иранцев. Осетинская религия рассматривалась как исторически сложившийся симбиоз язычества и христианства. К сожалению, подобная точка зрения поддерживается сегодня в общественном мнении некоторыми представителями интеллектуальной элиты. Более того, обыватели, нередко именуя своих предков, современников и себя язычниками, не понимают даже смысла слова «язычник», которое означает не что иное, как варвар, инородец и т.д. Этим объясняется неверная в своей основе ориентация исследователей, просто не замечающих целого ряда противоречий, возникавших в трактовке символики осетинской религиозной культуры. Однако, работы современных ученых показывают, что древнеиранская религиозная традиция, которая систематически представлена в сохранившихся в Осетии религиозных комплексах, простирала своё влияние далеко на Восток, например, на Даосизм, возникший при Чжоусской (Скифской) династии в Китае, и буддизм, основанный Сидхартхой Гаутамой - представителем древнеиранского племени саков. Последние исследования показывают, что и такие мировые религии как ислам и христианство возникли на основе древнеиранских верований. Иранская идеология оказала влияние и на формирование целого ряда идей в иудаизме.

Возвращаясь к рассматриваемому вопросу отметим, что символ круга с точкой в центре очень древний и для наших предков весьма значимый. Здесь можно сослаться хотя бы на найденную в царских николаевских курганах золотую фиалу, форма которой совпадает с формой осетинского пирога или на одежду скифских воинов, основным узором которой был круг с точкой в центре.

Что же означает этот символ в религиях народов мира, черпавших из сокровищницы древнеиранской традиции, выкованные в течение веков, ценности?

При первом же знакомстве с восточными учениями оказывается, что этот символ весьма распространён как в ведических культах, так и в даосизме и в различных направлениях буддизма. Он всегда был основным символом бытия, символом, выражающим единство и гармонию инь и ян, символом абсолюта. Понятие абсолюта в восточных религиях имеет совершенно иной смысл, нежели в западных, например, у тех же христиан, которые придерживаются идеи личностного Бога. Согласно восточному монизму, единый бог как непроявленная сущность мироздания существует во всём и как Абсолют вмещает в себя всё творение; его бытие носит целостный характер и постигается посредством медитации, одной из форм которой является молитва.

Сегодня раскрыты уже многие загадки и тайны древних учений, и, поэтому, мы можем понять, как трактовался этот символ в ранних и поздних религиозно-философских системах. Следует сказать, что прежде всего этот символ связан с представлением о зарождении мира. Так, в гимнах Ригведы, одном из древнейших памятников мировой литературы, говорится:

Ничто не существовало: ни ясное Небо,

Ни величие од (санскр. Дух; сравните с осет. уд) над Землёю простертой.

Не было смерти, и бессмертия не было.

Не было границ между днём и ночью.

Лишь Единый в своем дыхании без вздохов,

И ничто другое не имело бытия.

Царил мрак, и все было сокрыто изначала,

В глубинах мрака – Океан бессветного.

А вот как об этом же говорится в «Книге Дзян»: «Не было ничего. Единая тьма наполняла беспредельное Всё. Не было Времени, оно покоилось в Бесконечных недрах Продолжительности. Не было вселенского разума, ибо не было Существ, чтобы вместить его. Не было ни Безмолвия, ни Звука, ибо не было слуха, чтобы ощутить его. Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя» (выдержки из книги: Космические легенды Востока. Изд. «Сфера», Москва. 1991г.). В индусской священной книге «Вишну–Пурана» есть такие строки: «Не было ни дня, ни ночи, ни тьмы ни света, ничего кроме Единого, не постижимого разумом, или Того, что есть Парабраман».

Известный индийский философ Радхакришнан, блестящий знаток древних учений, так писал о сути единой подлинной реальности: «Это единое - душа мира, имманентная причина того, что есть во вселенной,

источник всякой природы, вечная энергия. Это - ни небо, ни земля, ни солнечный свет, ни буря, но другая сущность, ...единый, дышащий не дыша. Мы не можем видеть его, мы не можем правильно описать его, эта высшая реальность, которая живет во всех вещах и движет их все, это реально единое цветёт в розе, прорывается в красе облаков, показывает свою силу в бурях и рассыпает звезды по небу.

В этой единой реальности исчезает всякое различие между арийцем и дравидом, евреем и идолопоклонником, индусом и мусульманином, христианином и язычником. Здесь на мгновенье мелькнул идеал, перед которым все земные религии - лишь тени, указывающие на совершенство дня. Единое называется многими именами. Жрецы и поэты многими словами превращают во многое скрытую реальность, которая только, одна. Человек вынужден образовывать весьма несовершенные идеи об этой необъятной реальности. Желания его души, по-видимому, прекрасно удовлетворяются неточными идеями, "призраками, которым мы здесь поклоняемся. Глупо препираться по поводу символов, при посредстве которых мы пытаемся выразить эту реальность. ЕДИНЫЙ бог называется по-разному, в зависимости от той сферы, в которой он проявляет себя, или склонностей ищущих душ».

В даосском трактате о Дао говорится, что прежде был уцзи, т. е. тьма и небытие, потом появился свет в точке и появилась масса вещей и явлений, которая называется тайцзи. Процесс зарождения бытия обозначают кругом с точкой в центре, где «единица рождает бесконечное множество». Этот символ зарождения мира и есть символ Бога.

Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе:

«Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ раджы, мæнг дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг. (Нарты кадджыта. ИР. 1989г

Мир был темным и сонным, но потом происходит рождение Бога из Света, который и сам есть Бог (причина самого себя): «Хуцау фæлдыст у дунейы рухсæй мæ у дунейы рухс» (Бог рождён светом Он и есть Свет).

Таким образом. мы имеем возможность ещё раз убедиться в древности культа почитания единого начала и в попытке древних мыслителей осмыслить его сущность и законы существования.

Итак, центральная точка в круге означает непроявленность бога, так что три круглых пирога символизируют идею непостижимости и сверхразумности высшего первоначала. Троичность, зафиксированная первоначально в трёх кругах, как символах вечности, проявляется в трёх земных гранях: начале, середине и конце бытия; верхнем, среднем и нижнем уровнях мироздания; мыслях, действиях и желаниях человека. В данном случае идея троичности нашла своё материальное выражение в треугольнике, и, следовательно, треугольный пирог означает проявленность бога в энергиях феноменального, чувственно воспринимаемого мира, в образах земного бытия.

Поэтому первое молитвенное обращение в любом случае есть обращение к единому и великому творцу всего сущего. Более того, в молитвословии всякий раз подчёркивается, что молящиеся обращаются именно к Всевышнему, что они именно те, кто молится богу, как единому первоначалу, которое есть основа, середина и конец мироздания.

Мир согласно учению древних Ариев, подразделяется на три уровня:

1 -верхний мир, который населён светлыми духами;

2-средний мир, который предоставлен человеку, обращающемуся за помощью к земным духам;

3- нижний мир, скрывающий могущество сил земли и воды.

То же самое и в осетинской традиции, где Уас – Божественная Весть отождествляется с Дунейы Рухс (Мировым Светом), дауджита – материальный мир, и уайу – силы, несущие смерть и изменчивость бытия, и представляющие далимон – низший дух, обитающий в нижнем мире. В данной троичности заключается целостность Божественного мироздания, т. к. Хуыцау объединяет всё сущее и не-сущее, всё, что рождается, и, что переходит в иной мир и пребывает в нём. Напомним, что треугольник символизирует эманацию бога, его явленность в качестве производительных сил земли (зедов и дауагов). Именно к ним обращаются в молитвословии, прося помощи и поддержки в земных делах: в домашнем хозяйстве, в воспитании детей, на охоте, на войне, при сборе урожая и пр.

Треугольные пироги, которые делаются по особым случаям, таким образом, посвящены тем, кто управляет производительными силами земли, однако при этом сохраняется связь с богом, ибо точка в центре маркирует единство мира. Универсальный символ зарождения бытия (круг с точкой в центре) актуален и сегодня. Он развивается, т. к. продолжается процесс познания мира человеком. Его смысловой мир обогащается новым социальным и этическим содержанием.

Символика трёх пирогов вступает в стадию, когда метафора, как иносказание, позволяет раскрыть новые свойства человека и мира и связывает с тремя пирогами пожелание трёх прекрасных вещей- здоровья, душевного спокойствия и счастья. Тот же символ может означать рождение растения из семени, животного из капли, и т.д. и этот процесс рождения божественного мира является непрерывным, практически непрекращающимся становлением. Время и пространство генезиса и развития бытия распределяется на процессы текущие, завершённые и возможные, ожидаемые. Отсюда взгляд, выражающий философское умонастроение, что три пирога символизируют прошлое, настоящее, будущее и при этом вечное и актуальное пребывание Бога в сотворённом им мире. Таким образом, три пирога становятся символом сохранения этносоциума, символом, который связывает нас с предшествующими поколениями творцов великих идей, общезначимых ценностей и великого знания о предназначении человека.

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх